Давя на газ, не забыть бы о безопасности

3 июня 2013

В последние дни весьма громко зазвучала тема перевода российского автотранспорта на газомоторное топливо. Сначала глава Правительства РФ Д.А. Медведев подписал постановление о том, что к 2020 году в крупных городах до 50% наземного общественного транспорта должны перейти на газ. А 14 мая в Сочи состоялось специальное совещание у Президента России В.В. Путина по этой проблематике, где глава государства потребовал ускорить разработку соответствующей программы. В одном из комментариев по данному поводу мне встретилось такое высказывание: страна, мол, на пороге “газомоторной революции”.


Спору нет, газ, как моторное топливо, имеет целый ряд плюсов. И с точки зрения экономичности, и с точки зрения экологичности. Расширение масштабов его использования на автотранспорте, безусловно, приведет к снижению вредных выбросов в атмосферу. И то, что Россия, на территории которой сосредоточена пятая часть мировых запасов природного газа, занимает лишь 20-е место по его использованию в качестве моторного топлива, это неправильно, нерационально. В то же время, не следует забывать о существенных рисках, о том, что газ – это топливо, требующее особо внимательного и осторожного отношения. Без тщательно выстроенной системы обеспечения безопасности, без высокой эксплуатационной культуры и ответственности оно способно стать источником многочисленных несчастий и трагедий. Об этом, словно в назидание всем нам, напомнило недавнее ЧП в Москве в районе станции метро “Речной вокзал”. На крыше автобуса марки ЛиАЗ взорвался газовый баллон. Хорошо еще, что это произошло на конечной остановке, и пассажиров в автобусе не было. Но два человека, оказавшиеся поблизости, – женщина и девочка – все же получили ранения. Московские власти в итоге вынуждены были приостановить эксплуатацию автобусов, оснащенных газобаллонным оборудованием, чтобы разобраться с причинами взрыва. Таких автобусов в столице пока всего полсотни, и на общую транспортную ситуацию это не повлияло. А если бы число газомоторных автобусов уже составляло 50% от всего парка, как планирует Правительство? Что бы власти делали тогда?


Невольно возникает параллель с ситуацией, которые мы имеем сегодня с газовым оборудованием в жилых домах. Взрывы газа звучат с пугающей систематичностью, разрушая здания, унося человеческие жизни. А все потому, что в свое время была бездумно сломана система государственного надзора. Газовики сегодня контролируют внешние газовые сети, а то, что происходит в конкретной квартире, их не волнует, так как формально за все должен отвечать ее собственник. На деле же многие собственники просто не готовы нести эту ответственность, ибо даже элементарного инструктажа с ними никто не проводил. Я уж не говорю о потенциальной опасности старых, изношенных газовых плит, которые эксплуатируются многие десятилетия, и современных газовых приборов, устанавливаемых зачастую непрофессионально, без соблюдения правил безопасности.


Вот уже несколько лет я вместе с коллегами по СР поднимаю вопрос о необходимости кардинального изменения ситуации с надзором за эксплуатацией газового оборудования в жилых домах. Но воз, к сожалению, и ныне там. Поэтому и возникают опасения, когда речь заходит о “газомоторной революции” на автотранспорте. Как будет организован контроль за безопасностью в этой сфере? Если в жилых домах у нас крайними оказываются жильцы, не получится ли и на транспорте так, что всю ответственность спихнут на простых водителей или автомехаников?


Вызывает озабоченность то, что на фоне разговоров об экономических аспектах перевода транспорта на газ, проблемы безопасности пока формулируются в довольно общем виде. Основные упования на то, что будем закупать, мол, самую надежную импортную технику, отменим для этого таможенные пошлины, и все пойдет, как по маслу. Но стоит напомнить, что то газовое оборудование, которое взорвалось на автобусе у метро “Речной вокзал”, было как раз вполне современным и вроде бы надежным по своим техническим характеристикам. Так что сама по себе техника ничего не гарантирует. Многое зависит и от условий эксплуатации, качества проведения регламентных работ, повседневного контроля, человеческого фактора в конце концов.


Вот почему хочу еще раз обозначить свою позицию: мы – не ретрограды. Мы – за то, чтобы Россия шла в мировом тренде и активнее переводила свой автотранспорт на экологичные виды топлива, в том числе на газ. Но важнейшим приоритетом тут должно стать создание всесторонне продуманной, эффективной системы надзора за безопасной эксплуатацией газомоторной техники. А пока этого нет, ни в коем случае не должно быть никакой спешки и кампанейщины. Нужна нормальная, планомерная работа. Почему, к примеру, решено переводить на газ именно 50% общественного транспорта? Разве дело в формальных показателях? В конце концов, пусть будет меньше, но надежнее. Важно, чтобы люди, садясь в автобус, маршрутку, такси, работающие на газе, были уверены, что благополучно доедут до пункта своего назначения. И ничего не случится, не сломается, не взорвется. Государство обязано обеспечить все условия для этого.