Библиотеки в национальных проектах России

1 января 2006

Сегодня весь мир задается вопросом, в каком направлении развивается информационное общество. Растет производство интеллектуальной продукции, расширяется рынок информационных технологий и услуг, информация становится более доступной. Многократно возросли информационные потоки. Как это отражается на человеке?


Тема сегодняшнего обсуждения более чем актуальна. Библиотеки – это кровеносная система образования, науки, и культуры, обеспечивающая доступ к накопленным интеллектуальным и культурным богатствам общества самым широким слоям населения.


Без развития современных библиотечных систем, насыщения их высокими информационными технологиями невозможно представить цивилизационное развитие стран СНГ, создание общего культурного и информационного пространства.


Сегодня при общем желании сотрудничать в области образования и культуры мы натыкаемся на большое количество проблем, препятствующих информационному обмену и культурному общению народов наших стран.


У всех нас общее прошлое, мы читали одни книги и учились по одним программам, смотрели одни и те же фильмы. Каналы культурного общения были устойчивы. А как будут общаться наши дети? Что их объединит? По каким информационным каналам будет осваиваться культура? Остановлюсь на некоторых проблемах, которые мне представляются наиболее значимыми.


Из всего разнообразия каналов массовой информации сегодня действительно массовым и доступным для всех остается радио и телевидение. Если в советское время каждая семья выписывала по нескольку газет и журналов, то сейчас удорожание полиграфических услуг и услуг почтовых отделений связи вынудили миллионы людей отказаться от печатных изданий вообще. Значительное число граждан нашей страны перестали что-либо читать.


Между тем наш по-прежнему читающий и все еще образованный народ до сих пор является одним из решающих конкурентных преимуществ России как государства. С населением, которое вообще ничего не читает, наша страна окажется не способной к динамичному развитию и к самоосмыслению, и мы не сможем ответить на глобальные вызовы современного мира.


Убежден, движение российского общества к знаниям невозможно без разветвленной и эффективно работающей сети библиотек. Книга – это основа информационной культуры, и такой она будет оставаться еще очень долго, наряду с новыми информационными технологиями. Конечно, сегодняшняя библиотека это не просто длинные ряды полок с книгами, это еще и электронные ресурсы. Но в любом случае обладание информацией само по себе не ведет к повышению культурного уровня человека. Культура чтения книги – вот основа высокой культуры.


Сегодня приходится признавать, что российские общедоступные массовые библиотеки во многом утратили свою роль. По данным государственной статистики за последние 10 лет годовое пополнение библиотечных фондов уменьшилось в три с лишним раза, число самих библиотек сократилось почти на 20% . Но это сухая статистика. На деле финансирование библиотечных расходов крайне неравномерное. Центральные универсальные библиотеки получают средств гораздо больше, а районные, сельские гораздо меньше или вообще ничего. Год назад, на совещании директоров библиотек прозвучали такие цифры: затраты библиотек на приобретение новой литературы различались по России в полторы тысячи раз. Вот в каких цифрах выражается сегодня информационное неравенство в России.


И тем не менее, библиотеки остаются наиболее востребованными из всех учреждений культуры.


Действительно, функции библиотек не сводятся исключительно к предоставлению информации. Нельзя забывать о том, что у нас три четверти всех библиотек – сельские. Зачастую это единственный очаг культуры на довольно обширных территориях страны. По данным Министерства информационных технологий и связи 46 тысяч населенных пунктов пока не телефонизированы. В такой ситуации наивно надеяться, что Интернет вот-вот придет в каждый дом и необходимость в библиотеке отпадет сама собой.


Самая массовая библиотечная сеть в стране – школьные библиотеки. 63 тысячи школьных библиотек призваны обеспечить информационную поддержку начальной и средней ступеней обучения. Но как раз школьные библиотеки находятся в самом худшем положении по сравнению с остальными. Финансирования их хватает разве что на оплату коммунальных услуг и нищенскую зарплату библиотекарям. С 1997 года ответственность за обеспеченность школ учебниками и комплектование школьных библиотек лежит на местной власти. К сожалению, это привело к тому, что в подавляющем большинстве регионов России в наших семьях вообще забыли, что такое бесплатные учебники для школьника.


Нелегкий финансовый груз покупки учебников сегодня полностью лежит на плечах родителей. К примеру, комплект учебников для первого класса стоит от 700 рублей, а такой же комплект для старшеклассника уже больше двух тысяч. Многим семьям такие затраты не по карману. Как выясняется, даже самые богатые регионы не обеспечивают 100% комплектацию бесплатными учебниками. В Москве этот показатель не превышает 80%.


Что уж говорить о новых книгах по внеклассному чтению, газетах, журналах! Школьные библиотеки не получают новинок годами. Жители разных регионов много об этом пишут на мой сайт. Между тем школьная библиотека зачастую оказываются единственным доступным источником книг для ребенка.


Именно она дает ему реальную возможность приобщиться к классике, к качественной литературе.


Многие семьи нашего поколения собирали домашние библиотеки. Сейчас количество таких семей стремительно сокращается. По данным социологов, треть россиян не имеют дома книг вообще, а еще у трети дома нет и ста книг. Более того, растущее информационное неравенство между городскими и сельскими детьми, между жителями столицы и глубинки обрекает нашу страну на отставание.


От того, сможем ли мы обеспечить школьников современными информационными ресурсами и тем самым дать всем детям равные жизненные шансы, равные возможности для самореализации, будет зависеть наша способность к инновационному развитию.


Библиотеки играют важнейшую роль в информационном обеспечении науки. Для научных библиотек особое значение имеет своевременность обновления фондов, доступ к самой последней научной информации. Это требует соответствующих средств. Однако даже крупнейшие национальные библиотеки финансируются всего на 30-40%.


Особую тревогу вызывает тот факт, что даже главные библиотеки страны фактически выпадают из пространства международного обмена научной информацией. В несколько раз сокращены закупки актуальной иностранной литературы и периодики. В прежние годы научных книг покупалось много, но мало было тех, кто получал к ним доступ. Сегодня «принцип равных возможностей» реализован: право доступа к свежей иностранной литературе имеют все, но … в библиотеках этих книг просто нет.


Библиотечные социологи приводят такие данные: из 10 запросов на иностранную литературу в национальных библиотеках удовлетворяется лишь один-два.


Если количество читателей в обычных библиотеках снизилось, то в центральных универсальных библиотеках всё наоборот – за последние 10 лет оно увеличилось почти на 30%. Но значительная часть читателей крайне не удовлетворена состоянием библиотечных фондов.


Особое внимание следует уделить финансированию Российской государственной библиотеки. Ее работа частично парализована. Который год ведется реконструкция основного книгохранилища. В результате огромное интеллектуальное богатство оказывается попросту недоступным.


Очевидно, что в информационном обществе функции библиотеки существенно изменяются. Библиотека должна превратиться в удобный для читателей многофункциональный интеллектуальный центр.


Для этого необходимо, как минимум, следующее.


Первое. Нужны государственные гарантии деятельности библиотечной системы. Информационное обеспечение науки, образования и культуры должно основываться на федеральных стандартах, включающих в себя условия материального обеспечения библиотек книжными фондами, периодикой, компьютерной техникой.


Сделаю небольшое отступление. Министерство образования и науки уже много лет упорно бьется над вопросами оценки знаний школьников. В полемику втянуто все общество. Между тем, процедура оценки – это второстепенный вопрос. Главное – приобретение знаний. В первую очередь надо научить школьника ориентироваться в информационных потоках. Сегодня ни в средней, ни даже в высшей школе не учат продуктивному поведению в новой информационной среде. При избытке информации подавляющее большинство школьников и студентов не знают, как ее найти и как ею воспользоваться. Навигатором здесь может стать правильно организованная, полностью укомплектованная и модернизированная библиотека.


Второе. Сегодня во многих регионах России, особенно на территориях Сибири и Дальнего Востока, приступают к разработке крупных инфраструктурных проектов – строительству дорог, трубопроводов, линий электропередач, современных телекоммуникаций. Эти проекты непременно должны включить в себя телефонизацию и информационное сетевое обеспечение местных библиотек. Это необходимо, если мы хотим сохранить нашу страну как единое культурное и информационное пространство.


Тем самым мы обеспечим не только экономическое, но и гуманитарное освоение обширных территорий, сделаем отдаленные регионы привлекательными для жизни людей.


Перспективу развития библиотечной сети страны я вижу именно в создании системы информационно-культурных центров, удобных в пользовании для людей всех возрастов. К традиционной функции приобщения к культурному богатству необходимо добавить свободный доступ к самой актуальной информации и помощь в освоении новых информационных технологий.


Третье. Со вступлением в силу 131 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» и перераспределением полномочий по уровням власти, значительное финансовое бремя по развитию библиотек ляжет на плечи местного самоуправления. Уверен, со временем это устранит пропасть информационного неравенства. Но можно и упустить те возможности, которые открывает этот закон и предоставляемая им бюджетная самостоятельность местным органам власти. Чтобы местные бюджеты направлялись на развитие библиотечного дела, должны следить местные общественные организации. С началом работы Общественной палаты у них появляются новые возможности защищать свои интересы.


Четвертое. В существовании и развитии публичных библиотек заинтересовано не только государство. Механизмом финансовой поддержки библиотек могут стать фонды, образуемые специально для этой цели бизнес-сообществом. В России уже были опробованы и доказали свою успешность проекты модернизации местных библиотек, осуществляемых при совместном участии крупных корпораций, местного бизнеса и общественности. Такую практику нужно продолжить.


Пятое. Хочу предложить участникам сегодняшнего Конгресса поддержать идею разработки национального проекта «Культура России». Развитие библиотек является межведомственной проблемой и явно выходит за пределы возможностей и интересов одного ведомства. Осуществление этого проекта должно быть в зоне ответственности трех министерств: Министерства информационных технологий и связи. Министерства образования и науки и Министерства культуры. Инициатива общественности здесь крайне необходима. Она будет замечена и поддержана.


Будем всегда помнить: библиотека – не только собрание текстов. Это огромный мир социальных коммуникаций. Место, где люди встречаются друг с другом, ищут ответы на самые насущные вопросы жизни. Здесь собираются люди, объединенные поиском знаний. Это место, где формируется глубокие духовные привязанности. Настоящее будущее у тех библиотек, которые объединяют традиционную культуру общения с книгой с новыми информационными технологиями. В этом я вижу стратегическое направление модернизации российской библиотечной системы и перспективы укрепления информационного и культурного сотрудничества стран СНГ.


Источник: (Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии.-№1, 2006)