Проект "Имя России"

5 октября 2008

В: Российская история и место в ней великой личности – тема большого проекта “Имя Россия”, который сегодня стартует на нашем телеканале. Сразу после нас первая серия проекта. О героях исторических будут говорить герои нашего времени. Об этом Илья Канавин.


МУЖЧИНА: Где я?


ЖЕНЩИНА: В замечательном месте, рядом с Мироновым.


МУЖЧИНА: Миронов, я, а потом?


ЖЕНЩИНА: Потом Капица.


КОР: А еще пушкинист и советский диссидент Юрий Кублановский, митрополит Кирилл, художник Илья Глазунов, историк Андрей Сахаров, губернатор Александр Ткачёв, режиссер Никита Михалков, политик Дмитрий Рогозин, лидер коммунистов Геннадий Зюганов, фронтовик, генерал Валентин Варенников. Собрались все, их 12. Здесь и сейчас они совет “Имя Россия”. Каждый будет отстаивать своего исторического героя и его право получить этот титул “Имя Россия”.


ДМИТРИЙ РОГОЗИН (постоянный представитель РФ при НАТО): Эта комиссия наша 12 человек, это не комиссия установления исторических фактов. Это комиссия по поиску истины для России.


КОР: Рогозин будет защищать Достоевского. Зюганов, естественно, Ленина.


ГЕННАДИЙ ЗЮГАНОВ (председатель ЦК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Госдуме РФ): Ленин не нуждается в защите. Это человек, который предложил новую эру, новую эпоху, новый взгляд на жизнь. Я считаю, что блестяще сказал о нем Эйнштейн, такие люди как Ленин обновляют совесть человечества. Знаете, что сказал о нем Черчилль?


КОР: Узнаем непременно, узнаем, за что убили Столыпина.


НИКИТА МИХАЛКОВ (режиссер, народный артист России): Нет, вот об этом мы поговорим после того, как я буду о нем рассказывать. Нет, не надо раньше времени.


КОР: Немножечко.


НИКИТА МИХАЛКОВ (режиссер, народный артист России): Не, не.


КОР: 12 недель они будут спорить, удивляться, думать, провоцировать, слушать и говорить. Глазунов об Иване Грозном, Вареников о Сталине, Сахаров об Александре Втором, Капица о Менделееве.


СЕРГЕЙ КАПИЦА (профессор, вице-президент РАЕН): Если вы посмотрите на все 12 лиц, которые у нас есть, они довольно точно делятся на две половины, каждый из вас это сможет сделать, люди, которые были строителями и для которых применим термин “возрождение” и, грубо говоря, “бесы”. У них тоже есть свое очарование.


КОР: Ткачев о Екатерине II, Кублановский, конечно, о Пушкине, Миронов – о Суворове. Чтобы попробовать понять, кто мы.


СЕРГЕЙ МИРОНОВ (председатель Совета Федерации РФ, председатель партии “Справедливая Россия”): Мы знаем, что немцы говорят “Великая Германия”, мы знаем, французы говорят “блистающая Франция”, мы знаем, что англичане говорят “добрая старая Англия”. Только русский народ стал говорить о себе “святая Русь”.


КОР: Митрополит Кирилл о святом великом князе Александре Невском. Он в 20 лет разбил шведов, в 22 – тевтонцев на Чудском озере.


КИРИЛЛ (митрополит Смоленский и Калининградский, председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата): Кошмар, полчища, во много раз превышающие… Какое сопротивление?! – Выходит, обращается к своим людям с такими словами: Не в силе Бог, а в правде. Сие на конях, сие на колесницах, а мы имя Господа Бога нашего призовем.


КОР: Невский вступил в союз с оккупантами из Золотой орды и принуждал русские города платить им дань. Он покарал строптивого брата. И он – святой.


НИКИТА МИХАЛКОВ (режиссер, народный артист России): Но когда ты понимаешь, что за этим стоит политика, мудрость, хитрость, коварство, проблемы с братом, договоренности с Ордой, прикрытие Запада от Орды, в то же время, так сказать, игра на том, что будет так-то там и так. То есть, когда за этим стоит глобальная политика, направленная, так сказать, на консолидацию государства, это совершенно по-другому выглядит.


ДМИТРИЙ РОГОЗИН (постоянный представитель РФ при НАТО): Почему у нас все время, владыка Кирилл, великие наши деятели, в основном, проявляются в кризисные моменты, почему у нас спокойной жизни в России нет. Почему у нас нет великих авторитетов, духовных лидеров для спокойного мирного времени.


КОР: Есть, только о них редко вспоминают. Александр Третий не попал в список 12-ти, а ведь при нем рубль стал золотым, страна богатой. А когда англичане посягнули на российские интересы в Афганистане….


КИРИЛЛ (митрополит смоленский и калининградский, председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата): Он подошел к столу, роскошный каменный стол из каменной мозаики. Посмотрел на своего министра, ударил кулаком по столу и сказал – всю казну на войну. Стол разлетелся в щепы. Через несколько часов в Лондоне об этом знали и остановились.


ВИКТОР ЧЕРНОМЫРДИН (чрезвычайный и полномочный посол РФ на Украине): Да у нас ударять по столу специалистов много. Есть кому. Да, это просто известно в истории. А сколько не известно тех, которые ударяли.


КОР: Черномырдин – за Петра Великого, первого, кто стал не царем – императором.


ВИКТОР ЧЕРНОМЫРДИН (чрезвычайный и полномочный посол РФ на Украине): Он отчетливо понимал, что та страна, которую он получил, не в состоянии выжить.


КОР: Заставлял. Его указы будто кнутом писаны. И он не смог назвать наследника, и при нем народ российский стал убывать.


ВИКТОР ЧЕРНОМЫРДИН (чрезвычайный и полномочный посол РФ на Украине): Там рейтинг нулевой. Да какой там нулевой. Его ненавидели за все, что он делал. Да потому что не понимали. Но Петр доводил до завершения, и сам начиная, всегда старался довести. Чего не хватает сегодняшним.


НИКИТА МИХАЛКОВ (режиссер, народный артист России): Произошла очень серьезная смена вектора, когда эволюция народа, благодаря Петру, встала в революцию народа. А мы знаем, что такое для России замена эволюционного процесса на революционный процесс.


КОР: Их 12, и у них ни одного простого вопроса. Они спорят азартно, у них нет ответов.


НИКИТА МИХАЛКОВ (режиссер, народный артист России): Когда люди посмотрят Александра Невского, скажут: ну понятно, он, конечно. Потом Петр, да, потом Сталин, ух ты, а что, может, Ленин, да не, правильно, вот, вот, и они будут всё усложнять. Вот когда мы придем к этому, вот-вот оно, ну, ребята, так что же, кто?


КОР: Исторический случай. Когда как куда важнее не законспектировать и запомнить, а думать вместе, вместе с ними, с двенадцатью. И, подумав, сложить множество голосов в голос страны, назвать свое имя.


Источник: "Вести недели России".-05.10.2008