Сергей Миронов: "Молодая российская система местного самоуправления должна доказывать свою состоятельность"

19 ноября 2009

Председатель Совета Федерации Сергей Миронов в своей статье, опубликованной вчера в “Российской газете”, написал: “Александр Исаевич Солженицын, много размышлявший об “обустройстве России” и “сбережении народа”, говоря о будущем страны, неизменно касался проблем местного самоуправления. “Если мы не научимся брать в свои руки и деятельно обеспечивать близкие, жизненные наши нужды, а будем отдавать их на милость далеких, высоких бюрократов, – не видать нам благоденствия ни при каких золотовалютных запасах”, – утверждал он”.


“Я эту позицию всецело поддерживаю, – заяаил Сергей Миронов. – Убежден, что никакая модель развития России в ХХI веке немыслима без раскрепощения творческой энергии народа, без эффективных структур низовой демократии. Какую из фундаментальных проблем ни возьми – инновационное развитие, информационное общество, гражданское общество, формирование среднего класса и т.д., – все, так или иначе, упирается в местное самоуправление. Как ни выстраивай вертикаль государственной власти, без надежной муниципальной горизонтали она будет, словно безжизненный ствол дерева, лишенного корней. Нелепа ситуация, когда граждане свободно избирают главу государства и депутатов, но при этом не могут самостоятельно решать, как обустроить жизнь в своем дворе, квартале, населенном пункте. Ненормально, когда на низовом уровне, где, по мнению социологов, решается до 4/5 всех жизненных проблем россиян, они оказываются без права на инициативу”.


“Что и говорить, у нас еще хватает любителей порассуждать на тему: “Народ не готов”. Среди федерального и регионального чиновничества живучи представления советской закваски, что все управление сверху донизу должно строиться исключительно по алгоритму “начальник – подчиненный”. Немало тех, кто полагает, что разговоры о местном самоуправлении – лишь некая “риторическая фигура” для налаживания диалога с Европой. Но я не хочу сейчас тратить время и силы на оспаривание такого рода тезисов. Думаю, что нам гораздо важнее, как говорится, сверить часы на марше, проанализировав актуальные проблемы муниципальной реформы на ее нынешнем непростом этапе”, – считает он.


“За время, прошедшее с начала реформы, в России проделана огромная работа, – пишет Сергей Миронов. – Были созданы или преобразованы тысячи муниципальных образований, установлены и закреплены их границы, разработаны уставы, проведены выборы в представительные органы. С 1 января 2009 г. в полном объеме вступил в силу Федеральный закон N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Позади период организационных сложностей, в ходе которого в сам закон было внесено рекордное количество поправок – 296, а в субъектах Федерации принято более 5 тысяч (!) своих региональных законодательных актов. Казалось бы, наступило время определенности, время стабильной, планомерной работы. Но грянул финансово-экономический кризис. Молодая, неокрепшая российская система местного самоуправления наравне с другими государственными и общественными институтами должна держать удар, доказывать свою состоятельность. И это в условиях, когда в стране более 90% муниципальных образований являются дотационными, когда падают доходы от местных налогов, которые и в благоприятное-то время были скудны, когда резко урезаются трансферты и иная финансовая помощь сверху”.


Полный текст находится в разделе “Авторские материалы”