Выступление на круглом столе "Дополнительные меры социальной поддержки участников СВО, получивших увечья или заболевания в ходе выполнения боевых задач, и членов их семей"

13 апреля 2023

Председатель Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ, руководитель партийной фракции в Госдуме Сергей Миронов выступил с докладом на состоявшемся 13 апреля 2023 г. круглом столе Экспертного совета фракции “СРЗП” на тему “Дополнительные меры социальной поддержки участников СВО, получивших увечья или заболевания в ходе выполнения боевых задач, и членов их семей”.

– Наша фракция провела расширенное заседание в Малом зале Государственной Думы, как раз посвященное вопросам реабилитации участников специальной военной операции. И по итогам мы не только вычленили все дельное и полезное из выступлений участников встречи, но и получили огромную почту, в том числе от многих из вас – здесь присутствующих. Мы все это свели в рекомендации, которые я лично передал на встрече Председателю Правительства Михаилу Владимировичу Мишустину. Надеюсь, что Правительство будет многие наши рекомендации учитывать.

Инициаторами сегодняшней встречи явились члены Совета по делам инвалидов при Председателе партии, за что я вам очень признателен. Спасибо вам за эту инициативу.

Сегодняшний круглый стол мы хотим посвятить такому своеобразному мозговому штурму. И сразу хочу сказать, какие дополнительные рекомендации мы направим и в адрес Правительства, и во все ведомства, включая и Министерство обороны, и Министерство здравоохранения, и так далее.

Указом Президента создан Фонд “Защитники Отечества” (мы очень рады, что это была наша инициатива). Это очень хорошее дело. Но мы все-таки остаемся при мнении, что фонды – это очень здорово, но все-таки создание Агентства по делам ветеранов тоже было бы правильным.

Я каждый день получаю огромную почту, и то, что сейчас наконец-то должное внимание будет уделено участникам специальной военной операции – это все справедливо и правильно. Но, как быть с нашими афганцами, с теми, кто воевал на границе Таджикистана с Афганистаном, как быть с теми, ко воевал в Нагорном Карабахе, участвовал в Чеченской войне? Многие из них до сих пор не имеют статуса ветерана боевых действий. И среди них есть защитники Отечества, которые не получают должной помощи. И об этом мы должны думать и, конечно, не забывать этого.

Мы считаем, что необходимо принимать очень серьезные государственные решения, и прежде всего речь идет о федеральной государственной программе. Не просто о некой локальной поддержке в каких-то инициативах. Как вы знаете, существуют федеральные национальные проекты. Я не буду ставить знак равенства, но хотя бы внимание и уровень финансирования должен соответствовать вот таким федеральным национальным проектам.

Вчера буквально в моем родном городе Санкт-Петербурге, в Военно-медицинской академии я посетил три палаты, где проходят лечение участники СВО. Мужественные ребята. Они гордятся тем, что выполнили приказ Родины, но я вижу, как им тяжело. В Военно-медицинскую академию они поступают через сутки после ранения через своеобразный сортировочный пункт в Белгороде. Те, кто идет через Ростов и другие города, – там уже начинается медицинская помощь. Здесь они практически прямо с передовой – за сутки их привозят и, конечно, тяжелейшие ранения и ампутации, и со зрением проблемы, и совершенно понятно, что многим из тех, кого я видел, предстоит серьезная и очень длительная реабилитация.

В связи с этим, когда мы говорим о реабилитации, необходимо понимать, что речь идет о медицинской, социальной, психологической, трудовой реабилитации. Необходима правовая и юридическая помощь. Президент правильно сказал, что у каждого участника специальной военной операции (я подчеркиваю, что речь идет не только о людях с инвалидностью) должен быть персональный куратор в регионе. Потому что я с этим тоже сталкиваюсь, мои коллеги-депутаты, мы получаем письма. Люди не знают, куда обратиться, не знают своих прав, не понимают, что им делать в конкретной ситуации. Им нужен прямо такой куратор, который постоянно на связи, который подскажет, как шаг за шагом пройти все необходимые инстанции.

Ну, а теперь несколько слов конкретно о реабилитации. По медицинской реабилитации не так давно я проводил совещание. Очень рад, что многие здесь присутствуют, с кем я общался. И выясняется, что показатели по реабилитации очень низкие. Особенно в части социальной реабилитации и возвращения к работе. Ну, например, я с удивлением узнал, что в моем родном городе не осталось ни одной кафедры физиотерапии. Отсюда уменьшение кадров – как врачей, так и медсестер. Уменьшилось распространение информации о новых методиках лечения, уменьшилась информация о новых технологиях. И сегодня я вам эту цифру называл и еще раз подчеркну – 85-95% всех вопросов медицинской реабилитации решаются частными коммерческими структурами со всеми вытекающими последствиями. Это деньги, которых у семей людей с инвалидностью, участников специальной операции, конечно же, нет. И в связи с этим нет доступных критериев контроля для проверки эффективности и качества реабилитационных программ. И по сути сегодня нужно реформировать всю систему реабилитации участников специальной военной операции, получивших травмы и увечья при выполнении воинского долга. И более того, наши медицинские учреждения должны быть готовы к поступлению новой категории пациентов с новыми стандартами и программами по реабилитации военных травм, пересмотрев более широкий спектр процедур.

Да, ну и здесь, конечно, кадровая политика. Не мне вам говорить, у нас и так всегда хроническая, в связи с так называемой оптимизацией, нехватка медицинских кадров, но у нас вообще есть такой “золотой фонд 55+” – это профессионалы, это люди с опытом, которые умеют и готовы работать. И многих вот так вот на улицу выгоняют в прямом смысле слова…

Отдельно, конечно, нужно ставить вопрос о зарплате. И, в конце концов, все-таки объединить повсеместно в единую тарифную сетку рабочий день на одну ставку, которая должна быть соответственно оплачена.

Кроме того, необходимо думать о существенных разрывах в заработных платах руководителей медицинских учреждений и рядовых медицинских работников. А также необходимо дополнительное обучение врачей исключительно на бюджетной основе. Я выяснил, что оказывается современные методики реабилитации преподают за деньги. Так не годится. Это государство должно оплачивать.

По санаторно-курортному лечению. Мы неоднократно на нашей фракции говорили, что необходимо провести аудит всех крупных санаторно-курортных комплексов, определить законность приватизации, и, если был нарушен закон, то вернуть в государственную собственность и на базе их мощностей организовать реабилитационные центры.

Я уже говорил, не буду повторяться, по поводу использования медицинских квалифицированных кадров.

Психологическая реабилитация. Психологическим травмам подвержены все участники военных действий без исключения. И если кто-то считает, что нет оснований, – всем необходима психологическая реабилитация. А здесь у нас, я должен сказать, совсем никак. Мы понимаем, что психологическая помощь должна быть оказана не только участникам специальной военной операции, но и членам их семей, которые очень часто находятся в состоянии стресса, с которым справиться самостоятельно бывает очень сложно.

Конечно, нужно думать о целой системе подготовки специалистов, работающих с боевыми психологическими травмами.

Трудовая реабилитация. Вы помните наши инициативы о квотировании рабочих мест для инвалидов. В какой-то части закон действует, но целиком эта проблема конечно, не решена. Нужно понимать, что количество трудоспособных людей, но с инвалидностью, резко возрастёт. Нельзя оставлять их. Нельзя допустить, чтобы мы с ужасом вспоминали, как афганцы возвращались, приходили, а им говорили “мы вас не посылали”, “кто вы такие, вас тут не стояло”. Это недопустимо. Хорошо, что создан Фонд “Защитники Отечества”, но необходимо думать в том числе о трудовой реабилитации. Чтобы наши участники специальной военной операции, получившие инвалидность, но готовые работать, такую работу получали.

Я надеюсь, что все эти моменты будут учитываться. Но я специально хочу сказать, что депутаты нашей фракции будут держать этот вопрос на постоянном контроле. В том числе надо думать о поддержке самозанятости людей с инвалидностью, чтобы была возможность у людей собственное дело начать.

Правовая поддержка и социальная реабилитация. Как я уже сказал, для каждого участника специальной военной операции надо разработать маршрут, которым он может воспользоваться буквально с момента выписки из госпиталя, и следовать по нему до полной адаптации к мирной жизни. К сожалению, уже существующая индивидуальная программа реабилитации инвалида – документ о том, на что человек с инвалидностью вправе рассчитывать, работает плохо. Я уже не говорю о том, что в соответствии с Указом Президента, у каждого участника СВО должен быть куратор.

Совсем недавно, это было в конце марта, я разослал всем руководителям региональных отделений партии официальное письмо о том, что мы начинаем специальный общепартийный проект “Справедливая помощь участникам СВО”.

У нас почти 6 тыс. депутатов разных уровней: 28 депутатов Государственной Думы, около 200 депутатов законодательных собраний, депутаты городских собраний столиц субъектов Федерации и огромная армия муниципальных депутатов. Если каждый муниципальный депутат хотя бы над одной семьёй возьмет персональное шефство, причём не 23 февраля цветочки принести, не вспомнить 1 июля (День ветеранов боевых действий – Прим. ред.) или ещё к какому-то празднику, а прямо, чтобы у всех членов семьи участника СВО был его номер телефона, чтобы они ему звонили, а если нужно, то за руку бы водили. Вот такой проект мы начинаем. Думаю, что это правильно. Призываю все другие парламентские партии и не только парламентские следовать нашему примеру. Я лично хочу взять персональное шефство над тремя семьями. Какая-то семья, я знаю, будет из моего родного Санкт-Петербурга, какая-то – в Москве. Сейчас я уже готовлюсь им сообщить об этом. Не только как Председатель партии, как лидер фракции, а просто как депутат, как гражданин буду оказывать всю необходимую помощь по мере своих возможностей. Думаю, что я послужу положительным примером, и знаю, что депутаты нашей фракции уже этому примеру следуют.

В завершение хочу ещё раз сказать, что мы должны делать всё. В данном случае, когда я говорю “мы” – это наше великое государство и мы – общество, граждане. Потому что наши прекрасные депутаты России – это прежде всего люди, граждане – граждане сердобольные, мужественные, которые переживают за других, готовы помогать, что они и делают. За это всем присутствующим огромные слова благодарности. Надо делать всё, чтобы каждый участник специальной военной операции получил помощь. Мы понимаем, что победа, прежде всего, куётся на фронтах и мы желаем скорейшей победы.

Я ещё раз хочу подчеркнуть, это моя личная позиция, и я уверен, что все члены моей партии и фракции разделяют эту мою позицию: та задача, которую поставил Президент РФ при объявлении специальной военной операции, в частности, по денацификации Украины, без ликвидации преступного террористического режима Зеленского выполнена не будет. Как это будет сделано, я оставляю за скобками, но это должно быть сделано. Этот режим должен быть ликвидирован – нацистский, фашистский режим в XXI веке в центре Европы.

Я уверен, что победа будет за нами, иного не дано. Мы вместе, все граждане великой России должны сделать так, чтобы каждый участник специальной военной операции, находясь на фронте и выполняя свой воинский долг, знал, чтобы с ним не случилось, он и члены его семьи никогда не останутся один на один с проблемами. Государство и граждане России всегда будут рядом.