Выступление на пленарном заседании Госдумы

23 марта 2023

23 марта Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин представил в Государственной Думе отчет о работе кабинета министров в 2022 году. От фракции “СРЗП” выступил руководитель фракции Сергей Миронов.

– Уважаемый Михаил Владимирович, уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!

Мы, когда встречались с Председателем Правительства, лишний раз убедились, что он открыт к диалогу, не боится острых вопросов, отвечает четко, конструктивно. Да, у нас, у нашей фракции не все позиции совпадают с позицией Правительства, но тем не менее мы признательны, что нас слышат и аргументированно мы всегда ведем такой разговор.

События последних дней показывают, что, конечно, Россия не в изоляции. Визит Председателя КНР Си Цзиньпина лишний раз показал, что идет реальное строительство многополярного мира и этот мир становится явью. И, конечно, мы видим, что те, кто рассчитывал на изоляцию России, рассчитывал, что экономика Российской Федерации рухнет, глубоко просчитались. Санкции не действуют. И мы осознаем, что немалая заслуга в этом Правительства под руководством Михаила Владимировича Мишустина.

Но при этом мы тоже видим, что, да, оперативно реагирует на существующие вызовы, ну, а где же стратегия? Если у нас принят закон о стратегическом планировании, где же та самая стратегия социально-экономического развития, где взгляд за горизонт? Потому что все текущие проблемы отбиваются, но нужно смотреть дальше. И в связи с этим я хотел бы затронуть несколько позиций, которые с нашей точки зрения, с точки зрения нашей фракции социалистической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ являются очень важными.

Ну, вот коль скоро я начал говорить о стратегическом планировании, то с нашей точки зрения действительно это должно стать нормой для Правительства, заглядывать за горизонт и смотреть, что же происходит и что нам мешает. И в связи с этим позиция нашей партии за выход из Всемирной торговой организации остается прежней. Когда я слышу, что зато мы там можем подавать какие-то иски, давайте откровенно, плюют на наши все иски и будут плевать. Растоптано все, что только можно придумать и говорить о каком-то международном праве. Член ВТО не имеет права со стороны других членов ВТО подвергаться санкциям. Россия – член ВТО, беспрецедентные санкции.

Зачем нам эта организация? Кстати, не могу не напомнить, что наша фракция голосовала против вхождения России в эту организацию.

Есть еще одна организация – Международный валютный фонд. Я, уважаемые коллеги, напомню, это же рекомендация Международного валютного фонда была о проведении так называемой пенсионной реформы. И я напомню вам, аргумент какой был: у вас в России демографическая ситуация улучшается, у вас повышается рождаемость, поэтому обязательно нужно повышать пенсионный возраст. И где у нас рождаемость? И что у нас с демографической ситуацией? И с этой трибуны я в очередной раз хочу сказать, когда в условиях проведения специальной военной операции подавляющее большинство граждан России, в том числе наши пенсионеры, поддерживают Президента, поддерживают проведение специальной военной операции, разве не было бы правильно сказать “спасибо” им за это и отменить ту самую пенсионную реформу, которая завела в тупик? И мы видим, что сейчас происходит во Франции, когда там до 64 лет повышают.

Давайте скажем честно, большинство мужчин в России не доживает до 65 лет. Это правда. Так давайте думать в том числе и об этом.

И отдельный вопрос – это, конечно, перенастройка всей нашей налоговой системы. Вот смотрите, что у нас получается. Я вам приведу очень интересный факт. Стоимость металла для производства замечательного грузового автомобиля “КамАЗ” сегодня дороже, чем готовый грузовик аналогичной характеристики, поставленный из Китая в Российскую Федерацию. Еще раз, металл, из которого мы сделаем “КамАЗ”, стоит дороже, чем готовый грузовик. А почему? А потому что у нас выгодно всё сырье поставлять за рубеж. А вот в Китае, который сейчас является экономикой номер два, пока, но очень скоро станет экономикой номер один, у них дифференциация. Если ты продаешь сырье, никакого тебе возврата НДС. А у нас за то, что наши нефть и газ уходят на экспорт, практически два триллиона рублей возвращается экспортерам нефти и газа. С какого перепуга? Это огромный резерв.

И в связи с этим, когда Правительство ведет переговоры о том, чтобы бизнес скинулся и 300 миллиардов рублей вложил, слушайте, ну значит долго это будет, три месяца уже идут переговоры. Лучше заставить совершенно другим путем – прекратить выдачу налога на добавленную стоимость, и вообще нужны заградительные барьеры на вывоз нашего сырья, нужно здесь перерабатывать, и если уж торговать, то товарами с повышенной добавленной стоимостью, в том числе, за счёт интеллектуального труда.

О деофшоризации очень хорошо сказал Президент, но когда мы сейчас видим, что в Правительстве, в Министерстве финансов готовят распоряжение – решение Правительства о том, что некоторые компании могут получить исключение, и получать дотации, получать заказы от государства, и при этом находясь в офшорах, ну давайте всё-таки – если ты работаешь в России, всё должно быть здесь, в России. И нашей фракцией внесён законопроект о стратегических отраслях, и мы прямо говорим: давайте, полгода даём, если кто не возвращает всё в юрисдикцию в России, то тогда, как бесхозное хозяйство, всё это забирает государство себе. Потому что с этими господами, ведь не секрет, посмотрите данные Forbes, из 111 долларовых миллиардеров больше половины имеет двойное гражданство. Мы же с вами понимаем, и об этом же говорил Президент, это рычаг влияния. У них компании, у них работающие люди здесь, в России, и там будут влиять, и влияют, и очень сильно влияют, мы не всё знаем, мы можем только догадываться.

Третья тема – это многострадальная индексация пенсий работающих пенсионеров. Я и мои товарищи по партии не устанем повторять – несправедливо, уже седьмой год нет этой индексации. Ну, хорошо, нет там денег, требуется, по-моему, 600 миллиардов рублей. Послушайте, давайте, как экономисты посчитаем – было до начала прекращения индексации 14 миллионов работающих пенсионеров, сейчас около семи. Где семь миллионов? А ушли в тень. Если государство с ними так, но тогда и мы также. А давайте прикинем, если бы семь миллионов пенсионеров работало, если бы они получали индексацию, сколько было бы налогов из фонда оплаты труда? 2,4 триллиона рублей. Что эти деньги разве не нужны нам в бюджете? Нужны. Так вот хотя бы с этой точки зрения, я уж за скобками оставляю социальную справедливость, наверное, нужно посмотреть и всё-таки вернуться к справедливой индексации пенсий для работающих пенсионеров.

Два слова о ложной победе над бедностью. Зачем мы себя обманываем? Мы, все депутаты, получаем письма, как тяжело люди живут. Да, поддерживают Президента, и спасибо им за это, поддерживают специальную военную операцию, но жить-то очень тяжело. На 5% уменьшилась розничная продажа продуктов питания – люди экономят на еде. А что у нас Росстат? В первом квартале 2022 года – 20,9 миллиона бедных, а в четвёртом квартале всего лишь 11,6. В два раза меньше стало. Ничего себе! Вот здорово как! Люди-то всё на себе, на своём кошельке видят и понимают, что совершенно не так.

Ну и ещё раз о демографической политике, наши предложения, не буду повторяться. Необходимо решать эти вопросы. Не могу не сказать про наше давнее предложение о справедливом базовом доходе, вот самое время, давайте начнём с участников специальной военной операции и членов их семей. Вот давайте, чтобы они знали: при любых условиях, они вернутся, гарантирована им работа, не гарантирована, они будут получать базовый доход на свою семью и необходимые деньги они получат. Следующим этапом – многодетные семьи для того, чтобы действительно решать демографическую проблему.

Ну и по образованию. То, что в высшей школе происходит, когда всё пытаются показать эффективность. Но послушайте, неуспевающего студента выгоняют, балбеса, бездаря – всё, вы неэффективны, значит, вам всё урезается. Послушайте, но кого мы тогда будем растить, что за специалисты будут у нас?

Ну и ещё раз про многострадальный единый государственный экзамен. Благодарен Михаилу Владимировичу Мишустину, который на встрече с фракцией говорил: конечно, нужно взвешивать плюсы и минусы. Вот, уважаемый Михаил Владимирович, вы сказали, что из самых отдалённых уголков нашей страны благодаря ЕГЭ могут поступать дети в любые вузы.

Ну давайте скажем правду. Во-первых, не в любые. Во многих вузах есть специальное так называемое собеседование, практически экзамен. А теперь смотрите, вот нам нужны инженеры, инженер – это математика. Значит, для того, чтобы сдать вот тот не базовый, а повышенный ЕГЭ, там нет школьной программы, там больше половины вопросов вне школьной программы, только репетитор. Кто может позволить себе репетитора? У кого есть деньги. И у нас идёт социальное расслоение, у нас наследственная бедность.

И дальше, когда говорится о том, чтобы послать ребёнка в вуз, в школу в Москву, в Питер – опять же, если у семьи есть деньги. Общежитие никто не даст. И как будет студент жить? И, получается, что у кого есть деньги на репетитора, те получают хорошее высшее образование. Остальные что?

Ну и самое главное. Мы же предлагаем альтернативу и говорим – ну давайте подумаем, во всех городах крупных есть вузы, почему бы из преподавателей вузов не создать независимые комиссии? Вот эта комиссия целый месяц принимает экзамены по русскому, эта по математике, эта по физике. Никто не знает, куда будет поступать абитуриент. Он сдаст экзамен, ему дадут (подтверждение), что он сдал на такую (оценку), он его направит, всё. Есть альтернатива, и необходимо, конечно, это решать.

Ну и, завершая, хочу тем не менее сказать. У нас есть претензии, как вы поняли, к финансово-экономическому блоку. Есть определённые претензии к социальному блоку Правительства. Но в целом мы считаем, нужно признать работу Правительства удовлетворительной. И в целом Правительство справляется с теми задачами, которые стоят перед нашей страной, перед нашей экономикой. Спасибо.