20 января 2023
Традиционные “рецепты” либеральных экономистов ЦБ и Правительства больше не могут работать в новых условиях, в этом году необходимо кардинально менять социально-экономический курс, в том числе усилиями Госдумы.
В прошлом году мы так и не увидели социально-экономического разворота, о необходимости которого наша фракция настойчиво говорила с 24 февраля. Практически ничего не менялось в финансовой политике Правительства, экономика катилась по тем же либеральным рельсам. В итоге повезло пройти этот год на холостом инерционном ходу.
Санкции не оказали ожидаемого эффекта – наоборот, в первом полугодии 2022 года бюджет получал рекордные нефтегазовые доходы. Но после ситуация начала меняться: в бюджет этого года заложено снижение нефтегазовых поступлений и дефицит почти в три трлн. По оценкам Минфина, этот дефицит может вырасти, ведь уже в январе, как сообщает ведомство, нефтегазовые доходы будут меньше базового уровня, впервые с 2020 года.
В конце декабря глава Минфина Антон Силуанов называл снижение нефтегазовых доходов одним из основных рисков для бюджета.
Зная наших финансистов в Правительстве и ЦБ, их традиционные “рецепты”, можно предсказать ответную реакцию: ослабление рубля, которое уже происходит, увеличение налоговой нагрузки на реальный сектор, снижение социальных расходов бюджета. Ни один из этих рецептов не подходит, они откровенно вредны, как и все прежние либерально-монетарные подходы в целом. Нужно выруливать с привычной колеи и начинать кардинальную перестройку экономики.
Для этого необходимо использовать в первую очередь налоговые инструменты, с их помощью смещая приоритет господдержки с сырьевого на реальный сектор, прежде всего обрабатывающую промышленность.
Пора отменять налоговые маневры, демпферы, возврат НДС для экспортеров сырья. По нашим подсчетам, эти меры могли бы принести бюджету не менее 2,2 трлн рублей. Эти средства можно и нужно вкладывать в поддержку производства и импортозамещения.
Для развития экономики также необходимо стимулировать потребительский спрос, повышая МРОТ и прожиточный минимум, индексируя пособия и пенсии с опережением реальной инфляции, расширяя поддержку семей с детьми.
Снижение нефтегазовых доходов не должно приводить к снижению соцподдержки. Наоборот, ее как никогда нужно наращивать, напитывать покупательский спрос, делая его драйвером экономики. Для этого также необходимо снижать НДС – в целом до 15%, а на социально значимые товары – до 0–5%. Благодаря этой мере и бизнес вздохнет, и граждане увидят значительное снижение цен. Бюджет же ничего не потеряет: выпадающие на начальном этапе доходы компенсируются поступлениями на фоне роста товарооборота и потребления.
Мировой практикой доказано, что снижение НДС на 1% дает рост ВВП в 1%.
Это те меры, которые непривычны нашим финансистам в Правительстве. Но которые необходимы нашей экономике в новой реальности. Те меры, которые изложены законопроектами нашей фракции, внесенными в Госдуму, в том числе приоритетными. И которые, очень надеюсь, в этой сессии думское большинство поддержит.
Полезные ссылки
- Запретительные меры ударяют по карманам автовладельцев
- Европа, провоцируя войну с РФ, наступает на старые грабли, но получит по лбу кувалдой
- Есть способ предотвратить рост цен на бензин
- Без отказа от либеральных догм в экономике бедность не победить
- В Послании Президента будут ставиться стратегические задачи в социальной сфере