Сергей Миронов обсудил с экспертами аспекты патриотического воспитания молодежи

6 декабря 2022

Председатель Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ, руководитель партийной фракции в Госдуме Сергей Миронов провел онлайн-встречу с экспертами по вопросу патриотического воспитания российской молодёжи и разработки специального образовательного курса в этой сфере.

“Основы российской государственности” – новый курс, который предложили для изучения в вузах авторы и разработчики проекта “ДНК России”, в котором речь идет о смысловом общенациональном цивилизационном коде России в русле изучения проблематики социальной идентичности.

Проект разработан с участием экспертов Администрации Президента, Минобрнауки, госкорпорации “Росатом”, представителей российских вузов.

“Я знаю, что вы разработали очень интересный проект, рабочая модель которого называется “пентабазис”. Название, правда, меня смущает. Если речь идет о патриотическом воспитании, то почему в названии латинское “пента”? Понятно, что в проекте пять блоков – человек, семья, общество, государство, страна, но назвать, наверное, можно и по-другому. Но проблема патриотического воспитания есть, и, если есть подвижки и наработки для ее решения, это очень здорово”, – сказал депутат.

По его словам, при проведении специальной военной операции стало ясно, что молодежь “упустили”, никто не занимался ни патриотическим воспитанием, ни, вообще, образованием.

“Но когда-то нужно начинать. И то, что сейчас в школах проходят “Разговоры о важном”, начали поднимать государственный флаг – это правильные шаги. Но наши студенты лучше должны знать и историю государства, и то, какой ценой были добыты наши победы, в том числе в Великой Отечественной войне, – уверен парламентарий. – Хочу высказать вам слова признательности и благодарности за разработку проекта”.

Доктор философских наук, советник по стратегическим инициативам ректора Казанского инновационного университета Олег Агапов рассказал, что речь в проекте “ДНК России” идет о цивилизационном коде страны, и ДНК расшифровывается, как достояние, наследование и константы. Он отметил, что разработчики проекта по результатам исследований пришли к тому, что критериями оценки и описания социальной системы могут стать такие категории, как страна, государство, общество, семья и человек.

“Эти пять элементов можно рассматривать как идеальный тип. В любом случае, при преподавании социально-гуманитарных дисциплин мы формируем категории, которые позволяют более эффективно обобщать и вырабатывать цивилизационные коды и матрицы”, – сказал Олег Агапов. По его словам, эта идея оформилась в курс для студентов “Основы российской государственности”, который актуален, так как он обобщает, становится квинтэссенцией вузовских курсов по истории, политологии, социологии, культурологии и т.д.

Заведующий кафедрой политических наук юридического факультета Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского Александр Вилков отметил, что до тех пор, пока не будет конкретизации предметного поля на уровне Министерства образования и науки (на сколько часов рассчитана данная дисциплина, на каком курсе предполагается ее преподавание, сколько часов лекций и практических занятий будет предполагать дисциплина) сложно будет соотнести эту новую дисциплину с теми, что уже преподают.

При этом Александр Вилков подчеркнул, что вводить такую дисциплину нужно как можно скорее.

“Курс не должен быть начетническим и догматическим, должен включать элементы интерактивности, которые позволят студентам не только понять историческую обусловленность специфики российского государства, его современную социально-политическую значимость и ценность, но и выработать активную жизненную и гражданскую позицию, в том числе в отношении государства”, – сказал он.

Сергей Миронов также обсудил с экспертами приоритеты формируемой государственной идеологии, нравственные начала отечественной внешней политики, необходимость повышения уровня телевизионных программ.

“Когда либеральные идеи захватили и образование, и культуру, когда один бывший министр говорил “нам не нужны творцы, а нужны квалифицированные потребители”, у нас и выросло поколение тех, кто хочет потреблять, а как отдавать, так у них слоган “я никому ничего не должен”. Поэтому разработка такого курса для вузовской молодежи очень нужна”, – сказал Сергей Миронов.

В завершение парламентарий предложил продолжить обмен мнениями по данной проблеме.