«Римский Римскому – рознь…»

8 февраля 2022

6 февраля посетил Театр Наций и посмотрел спектакль канадского режиссёра Робера Лепажа по моему любимому роману – роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Премьера состоялась 9 декабря 2021 года.

Спектакль длится больше пяти часов, но какое же бережное, тонкое обращение режиссёра с текстом произведения. Здесь не было ни малейшего желания «собрать валюту» славы за счёт эпатажа и шока. Это был высокий реализм романа-феерии на сцене Москвы, достойный главной темы романа – Любви и Творчества.

Режиссёр органично и оригинально совместил разные эпохи истории театра на одной сцене одного произведения: здесь есть и мощь древнегреческого театра, когда рок влечёт героев к неизбежному с вкраплениями диалогов на «мёртвой» латыни и древнегреческом, здесь есть и средневековый карнавал с масками и переодеваниями, и классический театр декораций, и ретро-кинематограф.

В спектакле задействованы всего 13 актёров, каждый из которых блестяще играет несколько ролей.  

Понтия Пилата играет Андрей Смоляков. Он же исполняет роль Римского. И тут, глядя на сцену, я, возможно, впервые подумал: «Неужели Михаил Афанасьевич так вот специально «отзеркалил» две эпохи – эпохи абсолютного предательства времён Понтия Пилата и эпохи Великих трагедий XX века? Мы наизусть знаем: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат». Римский прокуратор. Наместник римского императора.

Финдиректор московского варьете Римский – карикатура на Пилата. Бежит из Москвы финдиректор Римский, но от себя не убежать ни ему, ни тому, который мучился от нестерпимой вины тысячи лет.

Я не знаю, как можно перевоплотиться практически мгновенно из роли Иешуа Га-Ноцри в Стёпу Лиходеева. Задумался: нет ли здесь кощунства? Чувствую – нет. Степан Богданович Лиходеев… а что заложил в этом образе автор романа, наделив его таким вот «требовательным» отчеством. Степан-то – Богданович, а что за свою жизнь сделал человек по имени Степан – со своей Богом данной жизнью? Только одно – лиходейство. И сколько же таких Степанов среди нас, лихо распоряжающихся своей жизнью – не в угоду Богу, а в угоду кому?

Евгений Миронов играет «негромко» Мастера. Мастер сломлен и жизнью, и несправедливостью к его роману о Пилате… Очень трудная роль, а Миронов нашёл камертон. И он же в роли Никанора Ивановича – вот где гротеск! И громкость!

Чулпан Хаматова исполняет не только роль Маргариты, но и буфетчика варьете Сокова, которому Воланд «внушает», что «осетрина бывает только одной свежести». Как и любовь. Любви второй свежести не бывает. Никого не спасла ещё мнимая любовь, не привела к покою, тем более – к свету.

Я благодарен режиссёру и актёрам за глубокое и чуткое понимание романа и, как всегда, склоняю голову перед величием его автора – Михаила Афанасьевича Булгакова!

Сергей Миронов
Подпись МСМ