О современных вызовах государственной социально-экономической политике

14 декабря 2021

Сергей Миронов 14 декабря выступил на пленарной сессии Федерального конгресса “Стратегические инициативы” по теме “Механизмы и пути реализации государственной социально-экономической политики на период до 2030 года для достижения целей устойчивого развития”:

– Уважаемый Игорь Рубенович, уважаемые коллеги!

Нынешнюю социально-экономическую политику отличает целый ряд системных противоречий. С одной стороны, многолетний последовательный курс Президента на восстановление суверенитета страны в экономической, политической и оборонной сферах, комплекс мер по поддержке семьи и предпринимательства. С другой стороны, постоянные попытки финансово-экономического блока Правительства и Центробанка сохранить обветшавшее либеральное наследие 90-х годов в управлении экономикой и социальной сферой. Результат – консервация бедности и социального неравенства. По какой методике не считай, – бедных в нашей стране миллионы!

Причем, в большинстве своем, к сожалению, речь идет о работающих бедных. Это позор для нашей страны с её глубокими традициями социальной справедливости.

Майские указы Президента, нацеленные на рост зарплат в бюджетной сфере, регионы выполняют ни шатко, ни валко. Это означает, что шанс выйти из бедности, зажить нормально остается призрачным для целых поколений российских семей.

Так называемая “оптимизация” здравоохранения оставила полстраны без врачей, медсестер, возможности получить хоть какую-то помощь. Пандемия лишь высветила глубину кризиса системы нашего здравоохранения.

В областной больнице Еврейской автономной области на сегодняшний день нет ни одного хирурга. Сложившаяся ситуация в буквальном смысле угрожает жизням людей. Причем не в первый раз. В октябре, когда единственный анестезиолог областной больницы ушел в отпуск, пациенты остались без срочных операций.

Ни о каком устойчивом развитии с такой перспективой говорить не приходится. Чтобы переломить ситуацию, нужна новая экономическая политика по комплексной модернизации страны. На первоочередных мерах хочу остановиться подробнее.

Первое. Необходимо завершить процесс суверенизации нашей экономики. Нужно довести до логического конца деофшоризацию, которая пока носит половинчатый характер. Бенефициары по-прежнему скрываются в офшорах. В условиях масштабного санкционного давления на нашу страну это тем более недопустимо.

Нам нужен совершенно иной уровень финансовой прозрачности. Так называемая офшорная аристократия, которая выводит капиталы за рубеж и не связывает с нашей страной будущее своих детей, должна уйти в прошлое. У государства сегодня достаточно возможностей, чтобы реализовать свои права в этой сфере в интересах большинства граждан.

Не последнюю роль в раскрытии собственниками своих активов, на наш взгляд, должен сыграть “дамоклов меч” национализации ведущих предприятий в стратегических отраслях. Тем более, что для большинства людей давно понятен несправедливый, спекулятивный, паразитический характер приватизации периода 90-х. С другой стороны, и государство уже создало прецеденты возвращения крупных активов в публичную, государственную собственность.

Второе. Государство обязано обеспечить приоритет и стабильность рубля как национальной валюты.

Наращивание золотовалютных резервов на “черный день”, конечно, благое дело. Но всё должно иметь разумные пределы. У граждан складывается ощущение, что ни Минфин, ни Центробанк не верят в устойчивость и покупательную способность национальной валюты. Неуклюжие действия Центробанка в 2014-2015 годах, когда курс рубля просел вдвое, не позволяют сегодня нашим гражданам с уверенностью делать хоть какие-то сбережения, отрицательно сказываются на рынке кредитования, жилищного строительства. Среди людей ходит горькая шутка, что рубль слабеет всегда – и когда нефть падает в цене, и когда нефть дорожает. Так быть не должно. Государству необходимо стимулировать развитие и диверсификацию экономики, формирование новых отраслей и кластеров, тогда рисков для национальной валюты будет намного меньше.

Третье. Чтобы победить инфляцию, нужно бороться с монополизмом, а не с покупательной способностью населения.

Сегодня инфляция, рост цен, падение покупательной способности рубля бьет все рекорды даже по официальным данным. Оценки продуктовой инфляции вообще беспрецедентны. Это понимают все, кто сам ходит в магазины, планирует свой семейный бюджет.

Убежден, главная причина высокой инфляции – в монополизации рынков. Это касается всех рынков: продовольствия, стройматериалов, жилищно-коммунальной сферы. Бал правят торговые сети, оптовики-перекупщики, банкиры-ростовщики и ресурсоснабжающие организации в ЖКХ.

Однако Центробанк и Правительство смотрят на это сквозь пальцы и действуют в другой логике. Учетная ставка растет, кредитование сворачивается, льготная ипотека скоро прикажет долго жить, если не де-юре, то де-факто. То есть, пусть граждане меньше покупают, тяжелее выплачивают долги, тогда, глядишь, и цены упадут.

По сути, это привычная для наших финансовых властей демонетизация экономики, “денежный голод”. Однако подобное “таргетирование” инфляции не имеет ничего общего с экономическим ростом и развитием.

Четвертое. Федеральный бюджет должен стать инструментом опережающего социального развития, модернизации, вывода людей из бедности, а не стагнации, как сегодня. Правительство накопило более 18 триллионов рублей бюджетных резервов. До каких пределов будем раздувать эту кубышку, деньги в которой лежат мертвым грузом?! Искусственно создаваемый профицит бюджета оборачивается недофинансированием важнейших социальных расходов, таких как, например, пенсии работающих пенсионеров.

Пятое. Финансирование здравоохранения, образования, науки и культуры должно стать основными приоритетами федерального бюджета наряду с национальной обороной. Только при таком подходе нам удастся преодолеть глубокий дисбаланс, который существует сегодня между различными отраслями, сферами деятельности и социально-профессиональными группами. Однако в нынешнем бюджете имеет место даже сокращение и без того ограниченных социальных расходов. Подобную политику мы не поддерживаем.

Пандемия наглядно продемонстрировала, насколько важны вложения в образование, фундаментальную и прикладную науку, в медицинские и биотехнологии. Во многом благодаря сохранению ещё советской школы и технологического задела, энтузиазму современного поколения ученых-медиков удалось быстро предложить эффективные вакцины, тест-системы, лекарства. Однако быть во всеоружии к новым эпидемическим вызовам, победить наиболее тяжелые заболевания можно только при многократном наращивании государственных расходов на науку, медицину и передовые технологии.

Шестое. Нужно переходить к полноценной прогрессивной шкале налогообложения и гибкой налоговой политике.

Прогрессивная шкала налогообложения доходов – одно из наших центральных требований. Это запрос нашего народа на преодоление чудовищной пропасти в доходах, на выравнивание социальной системы, придание ей подлинной устойчивости. Некоторое время назад Президент поддержал нас и ввел повышенный НДФЛ в размере 15% для тех, чьи доходы более пяти миллионов рублей в год. Убеждены, что нужно дальше двигаться по пути введения налоговой прогрессии, альтернативы которой нет. Плоская шкала налогообложения обернулась колоссальной несправедливостью, поскольку 13% для богатых и для бедных – это в реальности совершенно разные величины. Мы считаем, что одним из первоочередных шагов должно стать полное освобождение от НДФЛ бедных граждан – тех, чьи доходы даже по официальной статистике не превышают прожиточного минимума.

Налоговая нагрузка на бизнес должна быть также существенно перераспределена. Нужно не просто отказаться от ошибочной меры по повышению НДС, а снизить этот налог с нынешних 20% до 15%. Необходимо пересмотреть пресловутый налоговый маневр в нефтегазовой сфере, который делает механизм изъятия природной ренты ещё менее прозрачным.

Должно быть полностью исключено двойное налогообложение, когда гражданин оплачивает и акциз на топливо, и транспортный налог.

Начатый Правительством процесс вывода миллионов самозанятых из тени не должен подменять полноценную политику трудоустройства, которая создаст для людей настоящую перспективу.

Благодаря улучшению качества налогового администрирования, работы ФНС в последние годы, обеспечение справедливой и правильной настройки налоговой системы – вполне решаемая задача.

Седьмое. Необходимо как можно скорее убрать ненужных посредников-паразитов из механизма нашей социально-экономической политики. Имею в виду Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и страховые компании в сфере медицины. Нужно переходить к прямому финансированию здравоохранения, включая зарплаты медработников. Альтернативы этому нет, иначе нам не преодолеть тяжелые последствия оптимизации для здравоохранения и лекарственного обеспечения.

Пенсии и пособия также надо выплачивать напрямую из бюджета. Здания-дворцы Пенсионного фонда должны быть проданы, а вырученные средства направлены на компенсации работающим пенсионерам.

Восьмое. Нужно всецело укреплять финансово-экономическую и правовую базу местного самоуправления. Сегодня наши муниципалитеты финансово обескровлены. В условиях значительной централизации финансово-экономической системы нашего государства, накопленной кредитной нагрузки большинство регионов, субъектов Федерации находятся в сложных финансовых отношениях с федеральным центром.

Еще более тяжелая ситуация в муниципалитетах. Вместе с тем, именно по ситуации в муниципалитетах люди судят о качестве государственного управления в целом. И выводы в большинстве случаев неутешительные. Это разрушающиеся районные больницы без врачей, отсутствие дорог, забитые мусором свалки, ущерб от лесных пожаров и паводков.

Вспоминая известную фразу, местное самоуправление должно перестать быть “пятым колесом” в государственном управлении. Все страны, которые добились значительной социальной устойчивости, идут по пути всестороннего укрепления местного самоуправления.

Уверен, здесь нам предстоит масштабная реформа, реализацию которой не нужно откладывать. Учитывая накопленный нами опыт, государство, муниципалитеты, экспертное сообщество имеют хороший шанс разработать и осуществить эту реформу с наименьшим количеством ошибок и издержек.

И в заключение не могу не сказать о планировании. В названии сессии горизонтом планирования выступает 2030 год. И, в принципе, это правильно – уже сегодня обозначить контуры России будущего. Всегда отмечал дефицит стратегического планирования, особенно в экономической сфере, в вопросах социального развития, демографии. Однако предстоящие десять лет – это большой срок.

Главное для нас сегодня – выработать первоочередной комплекс мер и перейти к их реализации уже в ближайшие несколько лет. Если правильно определим вектор дальнейшего развития, то ничто не сможет нам помешать, никакая внешняя конъюнктура, никакие другие вызовы.

Уверен, цель нынешнего конгресса именно в этом.

Желаю плодотворной работы и благодарю за внимание.