Отсутствие эффективного регулирования цен на нефтепродукты может нанести удар по авиаперевозкам

8 декабря 2021

Отсутствие эффективной системы регулирования цен на нефтепродукты может нанести удар по отрасли авиаперевозок.

По данным Росавиации, средняя стоимость авиационного керосина в России за ноябрь выросла более чем на 5 %, а в уральских и сибирских аэропортах – более чем на 20 %. По оценке аналитиков, это приведёт в ближайшее время к увеличению стоимости билетов минимум на 5–10 %.

В Минтрансе и Минэнерго уверяют, что авиабилеты не могут дорожать из-за керосина, так как доля расходов авиакомпаний на топливо незначительна и вообще снижается. И приводят величину этой доли – 21 % в этом году против около 20 % в прошлом. Господа, да у вас совсем плохо с математикой! Это очень большие затраты, которые к тому же растут, а значит, перевозчикам придётся их компенсировать за счёт пассажиров. И сами чиновники это прекрасно понимают, потому и спешат снять с себя ответственность.

По моему мнению, проблема в том, что Правительство РФ до сих пор не создало эффективную систему регулирования цен на нефтепродукты.

По бензину есть так называемый демпфер. Нефтяным концернам из бюджета доплачивают до двух третей разницы между экспортными и внутренними ценами, чтобы последние не слишком росли. Что касается авиакеросина, там вообще ограничений нет. Очевидно, государству придётся возместить его подорожание авиакомпаниям в виде субсидий. Иначе или скакнут цены на авиабилеты, или перевозчики разорятся. Получается, что с демпфером, что без демпфера налогоплательщики заплатят за то, чтобы наши нефтяные олигархи остались при своих прибылях.

Отмечу, что социалисты не раз предлагали ввести простой и прозрачный механизм регулирования цен на бензин, дизтопливо, авиакеросин и другие нефтепродукты с помощью экспортных пошлин. Пора “приземлить” эти “улётные” цены и установить такой порядок, при котором, если ты поднимаешь цены на топливо внутри страны, тебе так повышают вывозную ставку, что продавать за рубеж становится невыгодно. Но пока превыше всего ставятся интересы нефтеэкспортёров, население и несырьевой бизнес неизменно будут в проигрыше.