Где вы, нынешние Третьяковы?

7 апреля 2006

В Совете Федерации прошло заседание “круглого стола” на тему:
“Нормативно-правовое обеспечение внебюджетных источников финансирования
культуры. Культурно-художественное наследие России”.


Открывая заседание форума, Председатель Совета Федерации Сергей
Миронов
заметил, что 2006 год был объявлен Годом благотворительности. По
словам спикера, сама жизнь сегодня требует того, чтобы культура была объявлена
пятым национальным проектом, без которого невозможна реализация первых
четырех.


Глава палаты заметил, что подъем культуры невозможен без консолидации усилий
государства и меценатов, однако закон о меценатстве уже довольно давно никак не
может покинуть стены Государственной Думы. По мнению Сергея Миронова, с
его разработкой есть действительно объективные трудности. К примеру, очень
трудно определить, в каких случаях благотворители и меценаты должны получать
налоговые льготы и как отделить добросовестных благотворителей от тех, кто с
помощью добродетельной ширмы попросту отмывает деньги. И все же, несмотря на все
сложности, Сергей Миронов призвал законодателей активнее работать в этом
направлении, поскольку в российском законодательстве до сих пор не существует
такого понятия, как меценат, а “только благотворительность может оправдать
наличие богатства”, закончил свое выступление Сергей Миронов знаменитой
цитатой французского мыслителя.


Взявший слово глава культурного ведомства России Александр Соколов обрушил на
голову парламентариев поток весьма бравурных цифр, свидетельствующих о том, что
положение дел в русской культуре вполне близко к весьма благополучному, однако и
он признал необходимость сотрудничества государства и частного бизнеса в области
культуры.


Вообще же за последние шесть лет финансирование государственных и
муниципальных организаций культуры из бюджетов всех уровней неуклонно растет. В
настоящее время бюджетное финансирование покрывает более 90 процентов расходов
библиотек, 85 процентов расходов клубных учреждений, 75 процентов расходов
музеев, 66 процентов расходов театров и около 70 процентов – концертных
организаций.


Вместе с тем, и это пришлось признать, объемы финансирования остаются
недостаточными. И если расходы на отплату труда и содержание зданий в основном
покрываются бюджетом, то расходы на собственно творческую часть осуществляются в
основном за счет окупаемости учреждений культуры. Так, доля бюджетного
финансирования производства творческой продукции по театрам составляет менее
половины затрат, а по концертным организациям – не более 20 процентов. Очень
слабо финансируется и пополнение музейных фондов, коллекций библиотек.
Государство в настоящее время финансирует лишь текущее содержание учреждений
культуры, а именно – сохранение существующей сети, не позволяя ей
развиваться.


Особенно болезненна проблема недостаточного финансирования сохранения
объектов культурного наследия. Сложное экономическое положение заставило
организации культуры учиться работать в рыночных условиях. Пытаясь
адаптироваться к рынку, организации стараются расширить практику привлечения
внебюджетных средств. Так, по театрам эта цифра достигает 10 процентов от общей
суммы доходов, а по музеям – почти вполовину меньше. Хотя самые крупные
организации культуры собирают у спонсоров и меценатов гораздо более значительные
суммы.


Впрочем, внебюджетная деятельность осложняется именно тем, что
нормативно-правовая база не приспособлена к реальным условиям. Сегодня
российское законодательство не содержит норм, инициирующих общественную
поддержку культуры, слабо развиты моральные стимулы меценатства.


Отсутствие хозяйственной свободы и финансовой самостоятельности
государственных и муниципальных учреждений культуры, когда любые доходы, в том
числе дары и пожертвования, объявляются доходами бюджета, делает вложения в
культуру малопривлекательными для бизнеса. При том, что реальная необходимость
более активного привлечения в культуру внебюджетных средств обусловливается не
только недостаточностью бюджетного финансирования.


Общественная поддержка культурного процесса, сохранения
культурно-художественного наследия, по мнению парламентариев, имеет колоссальное
социальное значение. Вложение средств в художественное творчество и сохранение
культурного наследия – проблема отнюдь не только экономическая. За этим
скрывается важнейший культурологический аспект. Вкладывая деньги в культуру,
люди подчеркивают, что она ими востребована. Следовательно, благотворителями
выступают прежде всего те, кто понимает социальное значение художественной
культуры. Так, введение в правовой оборот таких норм, которые будут
стимулировать негосударственные вложения, – это прежде всего укрепление и
расширение социального партнерства в области культуры, стимулирование активности
социально ориентированного бизнеса, повышение социальной эффективности
культурной деятельности. А без привлечения общественной поддержки невозможно
обеспечение свободы творчества.


Отсутствие льгот и преференций, о которых упоминал в своей речи Сергей
Миронов,
сопрягается в России с недостаточной общественной оценкой
финансовой поддержки культуры. В общественном сознании сегодня не сформирован
позитивный стереотип меценатства, а благотворительность не повышает социальный
статус дарителя. Эти и многие другие аспекты развивали в своих выступлениях
сенаторы и депутаты.


Так, Иосиф Кобзон, развивая мысль о недостаточно развитой культуре, заметил,
что избиение министра культуры Кабардино-Балкарии – это также недостаток
культуры в обществе. По словам депутата, распустив в свое время комсомольские
организации, государство ничего не предложило взамен, и результаты таких
поспешных действий мы пожинаем сегодня. Как представитель Агинского Бурятского
округа Иосиф Кобзон заметил, что на Дальнем Востоке происходит экспансия со
стороны Китая, граждане которого не просто оседают на территории России, но и
при помощи дешевого спирта спаивают местное население, освобождая тем самым не
просто территорию, но и рабочие места. Противостоять этой экспансии, по словам
депутата, можно также при помощи культуры.


Недостаток финансирования касается не только библиотек, но таких
прославленных коллективов, как Хор Минина. По словам Кобзона, даже Зурабу
Церетели не удается привлечь лишние деньги для грантов молодым художникам. Он
заметил, что в России еще только формируется институт меценатства и успех по его
созданию сегодня целиком лежит на государстве.


Однако после выступления представителя Государственной Думы на него посыпался
ряд упреков, в том числе и о нерасторопности в разработке закона о меценатстве.
На это Иосиф Кобзон заметил, что прохождение законов в Правительстве зачастую
зависит не от внутренних потребностей, а от внешней конъюнктуры. Так, закон о
защите авторских и смежных прав четыре года лежал в Думе. И каждый раз получал
отрицательный отзыв Правительства. Но как только Россия заявила о своем
намерении вступить в ВТО, США заявили, что это будет невозможно, поскольку в РФ
нет закона о защите авторских и смежных прав. По словам Иосифа Кобзона,
буквально на следующий день в Думе чиновник Правительства требовал скорейшего
рассмотрения данного закона.


И точно такой же рок, по словам депутата, преследует закон о меценатстве.


Тем не менее парламентарии приняли ряд рекомендаций, обращенных к
исполнительной и законодательной власти, Торгово-промышленной палате и Союзу
промышленников и предпринимателей о поддержке меценатства в России и скорейшей
разработке и принятии законодательной базы в этой области.


***


Сегодня российское законодательство не содержит норм, инициирующих
общественную поддержку культуры, слабо развиты моральные стимулы
меценатства.


Александр Ржешевский


Источник: ("Парламентская газета" (Москва).-07.04.2006.-№052.-с.1,2)