Селу не выжить без правового поля

29 марта 2006

Аграрии, съехавшиеся со всей России в столицу на только что состоявшиеся в Совете Федерации слушания по национальному проекту, посвященному сельскому хозяйству, были далеко не едины в своем восприятии этого документа.


Единодушие ощущалось лишь в одном вопросе: правильности избрания трех приоритетных направлений проекта. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов в своем выступлении перед ними сформулировал их так: развитие животноводства; стимулирование развития малых форм хозяйствования (крестьянские фермерские и личные подсобные хозяйства) и обеспечение жильем молодых специалистов, живущих на селе; решение кадровой проблемы. Методы же и способы решения этих проблем чиновникам Министерства сельского хозяйства, законодателям, ученым, крестьянам Севера и Юга видятся по-разному. Собственно, для общего “мозгового штурма” и выработки общих взглядов на будущность нашего села и собрались все эти люди на Большой Дмитровке.


Что касается животноводства, то в этой отрасли сельского хозяйства положение наиболее тяжкое. Уже более пяти лет по стране режут общественный да и на личном подворье скот и делают это с такой скоростью, что поголовье сокращается в разы. Для того чтобы остановить это уничтожение, прежде всего нужны серьезные инвестиции и соответствующая организаторская работа. С этой точки зрения и важен национальный проект, который в ближайшее время, по замыслу Минсельхоза, даст возможность осуществить благотворные изменения в животноводстве. Планы, впрочем, на первый взгляд достаточно скромные: к концу 2008 года увеличить производство молока на 4, 5 процента, мяса – на 7 процентов. Но есть надежда, что это лишь минимальная высота поставленных перед собой задач. Главное – выйти из круга безнадежности и вступить на путь интенсивного развития.


– Постановлением Правительства об импорте говядины, свинины, мяса домашней птицы в 2006-2009 годах впервые определен режим регулирования импорта на ближайшие четыре года, который предусматривает сохранение тарифного квотирования импорта мяса, – рассказал законодателям заместитель министра сельского хозяйства Александр Козлов. – Для нашего сельхозпроизводителя это немаловажно, поскольку самое главное – стабильные правила игры.


Слово “инвестиции” часто произносилось на заседании. Ведь национальный проект обнадеживает селян равными возможностями доступа к финансовым ресурсам. В нем предусмотрено участие в производстве как мелкого производителя, так и владельца личного подсобного хозяйства. При этом, как заверяет Минсельхоз, не идет ни одной копейки прямых бюджетных вливаний в АПК – это четко рыночный проект.


– Мы должны пробудить бизнес, создать ему условия для получения им кредита, – объясняет Александр Козлов. – Для этого нужно упростить порядок сбора и сдачи документов, чтобы люди не ходили годами за кредитом. Впервые дается кредит на приличный срок – восемь лет. И человек, который хочет построить коровник на 600 коров, пойдет и возьмет этот кредит, потому что он дается почти бесплатно.


Обещаний для крестьян действительно много, и все – заманчивые. К примеру, тот же Росагролизинг, который на селе воспринимался почти как грабитель, обещает, что лизинговые операции удешевятся примерно на 20 процентов, при этом срок лизинга увеличится до 10 лет… Россельхозбанк уже в этом году предусматривает 150 млн. руб. на то, чтобы провести пилотный проект кредитования на основе ипотеки. Обобщив эту практику, будет отработан общий механизм, который, как планируется, затронет не менее пяти тысяч хозяйств. Правда, на оптимистичное замечание Сергея Миронова о том, что “процесс пошел, деньги на село уже пошли”, представители регионов отреагировали вяло. Но ведь и сами регионы не должны сидеть и ждать, когда им в рот упадут кредиты и инвестиции. Ситуация, по данным Минсельхоза, в разных областях России весьма различная: одни уже сейчас активно действуют и начинают осваивать финансы, другие лежат на печи и чего-то ждут.


– Там, где кредиты не будут осваиваться, особенно по животноводству, – жестко предупредил Александр Козлов, – эти кредиты будут перераспределяться в пользу тех регионов, где будет больше кредитных договоров. И это абсолютно справедливо…


Не ушли и от жгучего вопроса: кто же будет осваивать все эти инвестиции и будет ли кому на селе воплощать нацпроект в жизнь?


– Если 14 лет назад в Новосибирской области в сельском хозяйстве было 30 процентов руководителей с высшим образованием, то сейчас – не больше 20 процентов, – озвучил невеселую статистику ректор Новосибирского государственного аграрного университета Анатолий Кондратов. – За 10 лет мы хотим восстановить хотя бы то же соотношение. Сменяемость кадров на селе огромная. В основном из-за низкой зарплаты и отсутствия жилья. По Новосибирской области вакансий в сельском хозяйстве 4, 5 тысячи, в год же пополняемость – 450-500 специалистов. Получается так: молодой специалист учился за государственный счет, получая государственную стипендию, окончил вуз – помахал рукой и ушел, у него нет никаких обязательств.


Опыт именно Новосибирской области в привлечении молодых кадров на село и предполагается распространить на всю Россию. С 2000 года в этой области отрабатывается система контрактной подготовки специалистов: областной бюджет дает деньги на учебу, работодатель обеспечивает рабочее место и жилье с тем, что студент обязуется возвратиться работать в хозяйство. Сегодня в области уже 1000 таких студентов, на их подготовку областной бюджет ежегодно тратит 40 млн. рублей. Зато и отдача уже есть. В прошлом году впервые контрактники окончили аграрный университет и 180 молодых агрономов, ветеринаров и зоотехников поехали на село.


– Здесь нацпроект развития АПК пересекается с программой “Доступное жилье”, – с похвалой ведомству Гордеева отозвался Сергей Миронов. – Предлагается успешный опыт закрепления на селе молодых агрономов, ветеринаров, молодых учителей, врачей. Предусматриваются пособия в течение 5 лет, предоставление благоустроенного дома в собственность – только работай нормально.


Тем временем, по социологическим исследованиям, информированность людей о нацпроекте развития АПК сегодня не превышает 30 процентов. И это в то самое время, когда, как считает Минсельхоз, особенная ответственность за его выполнение лежит как раз на регионах. Ведь не на Большой Дмитровке же в конце концов будут выращивать урожай. Впрочем, в выступлениях представителей регионов пока что звучат тревога и неуверенность.


– Говорить прежде всего необходимо не о развитии АПК, а о развитии сельской территории, которое предопределяет наличие эффективной власти на местах, – считает глава администрации Тамбовской области Олег Бетин.


– Мы ждали, ждали закона о развитии сельского хозяйства, но видим, что будет он еще не скоро, – донес до сенаторов и обиду сибиряков ректор Новосибирского госагроуниверситета Анатолий Кондратов. – Новосибирская область вынуждена сегодня принимать закон о развитии сельского хозяйства самостоятельно.


А вот с этим-то и согласились многие: нацпроект, чтобы не остаться фантомом, должен стоять на крепком законодательном основании.


– Если не будет нормального правового обеспечения, нормальных документов, которыми мы должны подтвердить реализацию этого проекта, мы вряд ли добьемся того, чего хотим добиться, – подытожил замминистра сельского хозяйства Александр Козлов.


Первые крепкие “кирпичи” в нормативную базу уже заложены. Для реализации нацпроекта Правительство приняло пакет из девяти постановлений, утверждающих порядок субсидирования процентных ставок. И это только начало.


Николай Никоноров


Источник: ("Парламентская газета" (Москва).-29.03.2006.-№045.-с.2)