4 октября 2021
Главная реформа, которая на самом деле необходима сегодня российской системе образования – это отмена ЕГЭ и освобождение учителей от бесконечной отчётности. Задача учителя и так огромна – развивать личности детей, создавать новое поколение российских граждан. Если вместо этого он будет оказывать образовательные услуги и беспокоиться только о том, чтобы вовремя сдать отчёты, то на выходе мы и будем получать стопку исписанных бумаг, а не подготовленных к жизни ребят!
Учитель – тот, кто учит и воспитывает. А что происходит на самом деле? Видел на примере собственного сына. У учительницы 35 человек в классе. После каждого урока она не отдыхает и не с детьми общается, нет! Она, бедная, заносит отметки в электронный журнал, на всякий случай дублирует их в бумажном журнале, заполняет какие-то бесконечные бланки, где оценивает “активность”, “включенность”, “вовлечённость” и ещё миллион критериев для каждого ребенка. Как работать в таком режиме и не выгореть?
И сам процесс обучения уже сложно назвать учёбой. На уроках дети не узнают новое, а готовятся к очередному контролю “сверху”. ВПР, ОГЭ, ГИА, ЕГЭ. Когда учиться-то? Уже и наш президент Владимир Путин дал прямое указание сократить число контрольных в школах. Но выполнят ли его распоряжение в Министерстве просвещения? Или демонстративно уберут один вид контроля, а втихую добавят три новых?
Убеждён, что роль учителя в жизни страны огромна. Относиться к педагогам и оплачивать их труд надо соответственно. Каждый день читаю письма, которые приходят через мою Интернет-приёмную. Пожилые педагоги пишут, что уже лет десять как должны бы уйти на пенсию, но смены им нет, вот и тянут лямку. А молодёжи, выпускникам педвузов, которые всё же доходят до школы, предлагают нищенские 12-15 тысяч рублей. Чтобы заработать хотя бы 35 тысяч, надо брать двойную нагрузку и сутками напролёт заполнять чиновничьи бумажки. Естественно, молодой учитель так помыкается год-другой и уходит. У педагогов минимальная оплата труда должна составлять 50–60 тысяч рублей. Кроме того, надо наделить их статусом госслужащих со всеми вытекающими привилегиями. Когда положение учителя в обществе будет сообразно важности его работы, качество образования выйдет на соответствующий уровень.