Как раскрепостить земледельца?

28 февраля 2006

В рамках своего рабочего визита в Оренбургскую область председатель Совета Федерации Сергей Миронов уделил особое внимание развитию сельского хозяйства.


– Не реформы ради реформ, а окончательное раскрепощение российского крестьянина, в том числе освобождение его от зависимости, в которую он попал уже в новейшие времена, – вот задача, которая стоит сегодня перед государством. Я особо подчеркну: именно перед государством. Освобождение от диктата монопольного поставщика техники и ГСМ, от монопольного покупателя сырья, от чиновничьего произвола, непомерных энергетических издержек – это и есть необходимые шаги в раскрытии потенциала российского села. Вот цель реализации национального проекта в аграрной области.


Эти чуть-чуть пафосные, но, по сути, совершенно справедливые слова Сергея Миронова, несомненно, нашли отклик в душах оренбургских аграриев, съехавшихся в областной центр на встречу с председателем Совета Федерации РФ. В рамках его рабочего визита в Оренбургскую область совещание по проблемам развития агропромышленного комплекса значилось одним из главных мероприятий. Являясь мощным индустриальным регионом (в Оренбуржье развиты топливно-энергетический и минерально-сырьевой комплексы, черная и цветная металлургия, машиностроение, золотодобыча), край в то же время остается и исконно аграрным. Достаточно сказать, что при численности населения немногим более 2 миллионов область производит в год 3-3, 5 миллиона тонн зерна. Даже в самых неблагоприятных условиях прошлого года его было выращено около 2 миллионов тонн.


Конечно, работники сельхозпредприятий, главы сельских муниципальных образований собирались на совещание не для того чтобы рассказать московскому гостю о своих успехах. О них Сергей Миронов, как он отметил в своем выступлении перед депутатами Законодательного собрания, представителями исполнительной власти области и местного самоуправления, прекрасно осведомлен. Важно было другое: сверить ориентиры в реализации крупнейших национальных проектов. В этом деле Центру и самим регионам потребуется не только взаимопонимание, но и полное единомыслие.


Как отметил заместитель председателя правительства, министр сельского хозяйства области Василий Еременко, аграрный комплекс Оренбуржья сегодня многоукладен: в нем сосуществуют крупнотоварные и малые предприятия, а также личные подсобные и крестьянские (фермерские) хозяйства. Здесь сохранился потенциал для развития животноводства, во всех категориях хозяйств ежегодно производится более 165 тысяч тонн мяса, скота и птицы, около 800 тысяч тонн молока, 833 миллиона штук яиц. Характерно, что на селе активно развивается кооперация – например, уже действуют 59 потребительских объединений-по развитию личных подсобных хозяйств, в которые вошли жители 136 сел. А планируется создать их как минимум 150. Кооперативы уже получают кредиты в банках. Область дала в Минсельхоз России заявки на строительство 35 животноводческих комплексов в рамках национального аграрного проекта. В частности, в Орске будет создан свинокомплекс на 100 тысяч голов стоимостью 2, 3 млрд. рублей, а всего поголовье этих животных увеличится более чем на 200 тысяч. Строительство будут кредитовать коммерческие банки, а федеральный и региональные бюджеты – субсидировать процентную ставку. Аналогичный импульс получит и птицеводство.


Губернатор области Алексей Чернышев особо отметил программу “Сельский дом” , позволяющую деревенским жителям получать товарный кредит на двадцать лет – в области уже более 5 тысяч семей стали владельцами такого жилья. Благодаря средствам, выделенным на реализацию приоритетного проекта “Доступное жилье” , может быть решена важнейшая для руководства области задача: развивать жилищное строительство, снижать стоимость квадратного метра, повышать его доступность – для молодежи, сельских кадров, малообеспеченных семей. Это тем более актуально для области, которая пока может выделять на капитальное строительство всего чуть более 500 миллионов рублей в год. И не потому, что Оренбуржье – область бедная.


Парадокс региона в том, что он вынужден жить “не по средствам”: 68 процентов всех денег, полученных областью, передается в федеральный бюджет. Того, что остается себе, хватает далеко не на все.


Разговор о межбюджетных отношениях Сергею Миронову пришлось вести на всех уровнях – на аграрном совещании, пресс-конференциях, в рабочих коллективах. Губернатор области привел такие цифры: в Российской Федерации только Тюменская и Томская области отдают в российскую казну на 2-3 процента больше Оренбурга. А по бюджетной обеспеченности на одного жителя область значится в середине списка регионов. Есть дотационные регионы, у которых этот показатель гораздо выше, что, как считает Чернышев, нельзя считать справедливым при всем понимании государственных интересов.


Председатель Совета Федерации назвал эти претензии оренбуржцев “обоснованными”.


– Эту озабоченность я принимаю и понимаю. Мы режем курицу, которая несет золотые яйца. Стимул для регионов-доноров должен быть. Совет Федерации уже готовит свои предложения, они уже есть, в том числе в рамках подготовки бюджета 2007 года.


Спрашивали главу палаты регионов о судьбе проекта закона об основах государственной политики в области сельского хозяйства, который был разработан советом по проблемам АПК при Совете Федерации. По-видимому, оренбуржцы разделяют мнение Миронова, что этот альтернативный закон может сыграть положительную роль в развитии российского села.


Оренбургские аграрии конечно же не старались обойти болевые точки в своей отрасли, они те же самые, что и по всей России. Объявление приоритетным национальным проектом развитие АПК они, по-видимому, воспринимают не столько “с чувством глубокого удовлетворения” , до которого еще жить и работать, сколько с надеждой. На то, что их попытки выбраться из кризиса самостоятельно вопреки, а не благодаря аграрной политике государства, теперь все-таки будут поддержаны.


– Для нас национальные проекты – это помощь в том, что мы уже делаем, – так определил состояние дел в своем регионе губернатор Алексей Чернышев.


Ольга Богуславская


Источник: ("Сельская жизнь" (Москва).-28.02.2006.-№015.-с.1)