Призываю расширить программу туристического кешбэка в 2022 году

13 сентября 2021

Власти недостаточно использовали уникальную возможность для развития внутреннего туризма в пандемию, поэтому положительный опыт выплаты кешбэка нужно расширить, а обременительный для отдыхающих туристический сбор отменить.

Этим летом отечественные курорты поставили рекорд по числу туристов, такого наплыва не было с советских времён. Но это во многом “техническая” победа, связанная с закрытием границ в пандемию. По факту чиновники не много сделали для того, чтобы превратить техническую победу в реальную и закрепить результат.

Цены на российских курортах под стать турпотоку тоже были рекордные. Вдобавок власти Кубани в разгар сезона ошеломили туристов своими требованиями по вакцинации. В итоге, как только открылась Турция, спрос на российские направления тут же упал, по разным оценкам, на 30-40 %. Неизвестно, каким он будет в следующем году при наличии зарубежных альтернатив и дальнейшем снятии ковидных ограничений.

По оценкам Ассоциации туроператоров России, Турцию за лето посетили около 2,4 миллионов человек, к концу года общий турпоток может составить около 4,5 миллионов. На открывшийся Египет спрос не такой большой из-за роста цен, но до конца года страну может посетить до миллиона россиян. На отечественных курортах летом побывало более 20 миллионов граждан.

Реально эффективным инструментом поддержки внутреннего туризма стал туристический кешбэк. Программа окупилась во всех смыслах. Ростуризм отмечает, что на один рубль государственных денег бюджеты получили пять, что вполне логично. Не логично то, что на этом фоне в следующем году кешбэк решили оставить только на низкий сезон. Правильнее было бы расширить программу и на летний период – на сегодня это один из немногих действующих механизмов господдержки внутреннего туризма.

Одновременно нужно отменить нелепый курортный сбор, который почти ничего не решает в плане инфраструктуры, но при этом прибавляет к стоимости отдыха. Развитием российских курортов должны заниматься не туристы, а государство. И заниматься так, чтобы туристы хотели на них вернуться.