26 января 2006
С одной стороны, наметилась устойчивая тенденция своевременного подведения
законодательной базы под приоритеты государственной политики, определенные
главой государства. Так, в 2005 году были приняты все законы, проекты которых
вносил Президент России в качестве приоритетных. Вместе с тем принципиальных
сдвигов в нужном направлении пока не произошло.
Первое заседание весенней сессии началось с традиционного исполнения гимна. И
после утверждения новых членов палаты и членов президиума Верховного суда
Российской Федерации палата приступила к обсуждению законов.
В повестке их оказалось немного. Нижняя палата пока не может загрузить
работой своих коллег из Совета Федерации. Кроме двух отклоненных ранее
законодательных актов – “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” и федерального
закона, касающегося здоровья граждан, – сенаторы рассмотрели восемь
законопроектов. Забегая вперед, можно отметить, что все они были одобрены
сенаторами, включая и ранее отклоненные.
Впрочем, было бы несправедливо считать, что члены палаты отнеслись формально
к своим обязанностям.
Евгений Бушмин нашел недостатки в федеральном законе “О внесении изменений в
главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании
утратившими силу отдельных положений актов законодательства РФ о налогах и
сборах”. Он попросил коллег принять закон к рассмотрению, но отложить его
одобрение на две недели. Сенаторы согласились с главой бюджетного комитета и
перешли к следующему вопросу: докладу “О состоянии законодательства в Российской
Федерации”.
Представляя на пленарном заседании ежегодный доклад Совета Федерации,
Сергей Миронов подчеркнул, что это результат большой совместной работы
комитетов и комиссий, аппарата палаты, независимых экспертов и, что очень важно,
заинтересованного и творческого сотрудничества государственных органов,
представляющих органы власти всех уровней.
В докладе рассмотрены все законы, принятые в 2005 году. Углублено понимание
специфики мониторинга на различных стадиях законотворческого и
правоприменительного процессов. Сформулированы новые перспективные направления
совершенствования законодательства. Доклад стал важным политическим документом,
позволяющим и законодателю, и правоприменителю увидеть объективное измерение
результатов своей работы.
Такое понимание смысла и назначения доклада поддержал Президент России В. В.
Путин, подчеркнул спикер верхней палаты. В этом же убеждают более 150 отзывов на
первый доклад, содержащих и слова одобрения, и конструктивную критику, и,
главное, конкретные предложения по улучшению законодательной и
правоприменительной деятельности. Все отзывы внимательно рассмотрены и учтены.
Поэтому их авторы по праву являются соавторами настоящего документа.
Сергей Миронов обратил внимание, что устранен существенный пробел
первого доклада и теперь значительное место уделено вопросам законодательства
субъектов Российской Федерации. Почти полностью эта его часть построена на
материалах региональных органов законодательной власти. Обращает на себя
внимание, что в них практически не упоминается вопрос приведения регионального
законодательства в соответствие с федеральными законами, который еще недавно
стоял чрезвычайно остро. Его решение переведено из антикризисного в
принципиально иной режим постоянного конструктивного сотрудничества, разрешения
возникающих вопросов на ранних стадиях законотворчества.
Это, конечно, не означает, что проблемы системного единства правового поля
России сняты с повестки дня, заявил глава Совета Федерации. По его мнению, в
результате дальнейшего обсуждения данного вопроса будут сформулированы
конкретные рекомендации по этому поводу.
Естественно, что существенное место в докладе уделено оценке реального
влияния принятых год назад выводов и рекомендаций по организации
законодательного регулирования, сказал Сергей Миронов. Этому посвящена
вводная часть доклада, под этим углом зрения следует воспринимать и документ в
целом.
Председатель Совета Федерации заметил, что результаты являются
неоднозначными. С одной стороны, наметилась устойчивая тенденция своевременного
подведения законодательной базы под приоритеты государственной политики,
определенные главой государства. Так, в 2005 году были приняты все законы,
проекты которых вносил Президент России в качестве приоритетных. В ряде случаев
удается также оперативно провести их в жизнь, полностью сохранив при этом
основной смысл поставленных задач. Затем он привел несколько примеров. В
частности, были реализованы идеи преобразования политической системы, усиления
роли законодательных собраний, оптимизации субъектного состава Российской
Федерации, развития институтов гражданского общества. Устойчиво развивается
процесс объединения регионов. Начала работу Общественная палата России.
Был принят ряд важных законов, направленных на привлечение инвестиций,
повышение конкурентоспособности российской экономики. Так, были урегулированы
вопросы о концессионных соглашениях, об особых экономических зонах, создан
Инвестиционный фонд.
Принятые законодательные решения создали хороший задел для урегулирования
комплекса сложных проблем во взаимоотношениях России со странами СНГ. Вместе с
тем принципиальных сдвигов в нужном направлении пока не произошло. “Вы помните,
как эмоционально, на какой высокой ноте мы обсуждали год назад наш первый
доклад, – обратился Сергей Миронов к своим коллегам. – Это происходило по
горячим следам неудачного введения в действие 122-го закона, когда столь
отчетливо проявились и цена допущенных ошибок, и вся мера солидарной
ответственности перед страной, которая лежит на законодательной и исполнительной
власти. Мы приняли тогда решение сделать все необходимое, чтобы подобные ошибки
впредь были недопустимы”.
Казалось бы, проблема общими усилиями была решена, были извлечены необходимые
уроки. Все органы власти проявили желание и способность конструктивно
сотрудничать и совместно решать сложные задачи. Мониторинг действия принимаемых
законов стал неотъемлемой частью законодательного регулирования.
Однако наступивший год начался с нового обострения ситуации. “Неожиданные” ,
как обычно в России, холода привели к массовым авариям коммунальной
инфраструктуры, МЧС едва поспевает латать все новые дыры. “А разве
исполнительная власть не знает, что степень износа коммунальных сетей достигла
запредельного уровня? – обратился он с вопросом к членам Правительства. – И, как
специально, все это происходит одновременно с новым скачком тарифов на услуги
ЖКХ. Снова, уже в который раз, необходимая реформа сводится к банальному отъему
денег у населения. Вновь люди выходят на улицы. И если “монетизация” касалась
только льготных категорий, то новая ситуация разворачивается в масштабе всего
населения страны. Наверное, мы научились проявлять мудрость и корректировать
сроки тех преобразований, для которых не готова необходимая почва, –
эмоционально сказал спикер верхней палаты. – Как, например, в случае
муниципальной реформы. Но сколько же еще можно жить задним умом?
В предыдущем докладе содержалось немало правильных рекомендаций,
обеспечивающих в том числе предупреждение и даже исключение подобных ситуаций.
Справедливо был сделан вывод о том, что большинство проблем порождается
недостаточно продуманной организацией всего процесса законодательного
регулирования. В представленном вам документе вы найдете подготовленные по
инициативе Совета Федерации проекты концепций трех важных законов, направленных
на совершенствование системы законодательства, законодательного процесса,
взаимодействия палат Федерального Собрания между собой и с другими органами
федеральной и региональной государственной власти, – заявил Сергей
Миронов. – Наверное, пришло время подумать и над тем, как доводить эти и
другие результаты нашей работы до конкретной практики. Тем более что жизнь
постоянно ставит новые, все более сложные задачи.
Президент России провозгласил в прошедшем году переход к долгосрочной
государственной политике. Ее реализация требует умения решать комплексные
проблемы, использовать межотраслевые, более того – междисциплинарные
подходы”.
В этом свете, заявил спикер Совета Федерации, мы должны иначе посмотреть и на
систему законодательства, и на организацию законотворчества. Этому вопросу в
докладе также уделено значительное внимание. Приведен первый опыт анализа
законодательного обеспечения таких системных общенациональных задач, как
разрешение демографического кризиса, развитие районов Крайнего Севера,
реализация морской политики, молодежной политики.
Одной из главных идей на этом направлении стала необходимость разработки
стратегии правового развития России. Но для выхода на эти рубежи, отметил глава
палаты, нам еще очень многому предстоит научиться, освоить программно-целевое
планирование законопроектной работы, методы надежного прогнозирования
последствий принимаемых решений. Все это потребует и нового уровня
взаимодействия с исполнительной и судебной властями на всех этапах
законодательного регулирования – от замысла до реализации законов, по существу
признания деятельности по совершенствованию законодательства стратегическим
приоритетом государственной политики.
Другими словами, принятие неотложных и исчерпывающих мер по приведению
законодательства в соответствие современным требованиям стало одной из важнейших
задач государственной политики, заявил Сергей Миронов.
“Наша цель – качество законов и задача повысить ответственность за эту
работу” , – заключил он свое выступление.
***
Обсуждение доклада
…Вслед за главой палаты Сергеем Мироновым, выступившим с ежегодным
докладом, содержание которого приводится выше, слово взял председатель
Конституционного суда Валерий Зорькин. После комплиментарных слов в адрес Совета
Федерации, который начал практику мониторинга законодательства, главный судья
страны заметил, что в настоящее время наша страна должна двигаться быстрее
других, чтобы наверстать упущенное. По мнению судьи, прежде всего это касается
законодательной базы. Он заметил, что одна из главных проблем ~ отсутствие
стабильного законодательства. Кроме этого, по его словам, хромает и
правоприменение, что серьезно тормозит среди прочего и развитие социальной
сферы.
Итогом обсуждения доклада стало его одобрение.
Во время общения с прессой Сергей Миронов заявил, что на ближайшем
заседании Совета палаты, 1 февраля, выступят представители ФСБ, которые доложат
сенаторам о ситуации со шпионским скандалом.
Александр Ржешевский, Ольга Стройнова
Источник: ("Парламентская газета" (Москва).-26.01.2006.-№014.-с.2,4)