В законах есть пробелы

25 января 2006

В среду Совет Федерации обнародовал доклад о состоянии законодательства в России, который, по словам спикера палаты Сергея Миронова, призван стать инструментом эффективного парламентского контроля за неукоснительным исполнением законов на всей территории страны.


Нынешний доклад СФ, который носит название “ежегодный” – второй по счету в истории верхней палаты парламента (первый был представлен в январе 2005 года). Для участия в обсуждении этого документа сенаторы пригласили глав целого ряда федеральных и региональных органов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, а также представителей общественных организаций и научных учреждений.


По словам Сергея Миронова, в представленном обширном документе, объем которого составляет 340 страниц, были обобщены результаты деятельности Совета Федерации по мониторингу законодательного обеспечения основных направлений внутренней и внешней политики страны в 2005 году. По его словам, в докладе также отражены основные тенденции развития российской правовой системы и содержатся предложения по совершенствованию законодательного процесса в целом.


“Нам следует тщательно проанализировать свою национальную правовую базу, прежде всего в экономической сфере, на предмет ее соответствия масштабным интеграционным задачам и, тем самым, обеспечить процесс сближения и гармонизации действующих национальных законодательных систем на основе норм международного права”, – заявил Миронов. Он отметил, что в минувшем году Совет Федерации одобрил целый ряд важных законов, которые способствовали улучшению ситуации в экономической и социальной сфере.


Вместе с тем, продолжал спикер, в законотворческой работе не обошлось без ошибок. По его словам, в частности, при принятии 122-го федерального закона, известного также под названием “закона о монетизации льгот”, “не удалось избежать просчетов, которые, к счастью, были вовремя устранены”. Спикер заверил, что впредь Совет Федерации не допустит подобных ошибок.


Касаясь еще одного “больного” вопроса – предстоящей реформы ЖХК, Миронов сделал отступление от заранее заготовленного текста выступления, задав риторический вопрос: “А разве исполнительная власть не знает, какова степень износа коммунальных сетей?”. Вслед за этим он выразил возмущение тем фактом, что в ряде регионов страны коммунальные службы оказались явно не готовы к сильным морозам, и “люди замерзали в своих квартирах”. “Россия традиционно является северной страной, – продолжал он. – И удивительно, что жилищно-коммунальная система оказалась неготовой к таким холодам”. Спикер также упрекнул исполнительную власть в том, что пытается осуществить реформу ЖКХ в основном за счет увеличения тарифов на услуги, что, по его словам, приведет к снижению жизненного уровня россиян.


В начавшихся прениях по докладу, первым взял слово председатель Конституционного суда России Валерий Зорькин. Он посетовал на то, что законодательству страны не хватает последовательности и стабильности. “Это ненормально для государства”, – подчеркнул он. По его словам, “недопустима ситуация, при которой за один налоговый период три раза меняется редакция одной статьи”, вследствие чего, “налогоплательщик постоянно находится в недоумении”.


По словам Зорькина, Россия взяла на себя обязательство по приведению своего законодательствами в соответствие с международными параметрами. Он напомнил, что наша страна ратифицировала целый ряд важнейших международных конвенций, за исключением конвенции по борьбе с коррупцией. Однако проблема в том, что целый ряд положений этих конвенций нельзя применить в России, так как, по словам Зорькина, наши законодатели “забыли” внести соответствующие изменения в национальное законодательство, в том числе в Уголовный кодекс.


“Однако я поднялся на эту трибуну не для того чтобы покритиковать, потому что ваша проблема – это общая проблема, – смягчил свой тон глава Конституционного суда. – От того насколько успешно мы будем решать задачи в сфере законодательства, зависит судьба всей правовой системы страны”.


В свою очередь, председатель Счетной палаты России Сергей Степашин говорил о наболевших проблемах, связанных с неопределенностью статуса своего ведомства. Сенатор от Северной Осетии Александр Дзасохов подверг критике обе палаты Федерального Собрания за то, что “спустя полтора года после страшного теракта в Беслане до сих пор не принят соответствующий нашим реалиям закон “О борьбе с терроризмом”. По его словам, не решены также вопросы миграционной политики, межконфессиональных отношений и приграничного сотрудничества.


Министр юстиции Юрий Чайка напомнил, что именно его ведомство в минувшем году было инициатором “проведения комплексной экспертизы законодательства субъектов Федерации и нормотворчества муниципалитетов”. По его словам, необходимо “создать единый банк данных всех законодательных и нормативных актов в России”. “Это позволит создать единую и гармоничную законодательную систему и обеспечить поступательное развитие страны”, – отметил он. Он предложил также создать межведомственный орган по мониторингу российского законодательства.


Секретарь Общественной палаты Евгений Велихов в своем выступлении заявил о необходимости повышения роли граждан страны в части проведения экспертизы законопроектов. “Общественная палата готова включиться в работу по мониторингу законодательства, проводимую Советом Федерации”, – сказал он. При этом Велихов заявил о необходимости внести изменения в закон об общественных организациях “для облегчения работы” благотворительных структур.


Перед сенаторами выступил также заместитель Генерального прокурора Владимир Колесников, который поддержал критические замечания, содержавшиеся в речи Валерия Зорькина. В частности, Колесников заявил, что “решения Конституционного суда не исполняются”. В подтверждение своих слов он привел красноречивый факт: “за весь 2005 год не было принято ни одного федерального закона во исполнение постановлений Конституционного суда, требующих устранения противоречий в законотворческом процессе”. По его словам, до сих пор законодателями игнорируются пять постановлений Конституционного суда, требующих внесения кардинальных изменений в ряд статей УК России. Со своей стороны Генпрокуратура неоднократно вносила в администрацию президента, Госдуму и СФ “конкретные предложения по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства”. “Однако до сегодняшнего времени многие наши предложения остаются невостребованными”, – посетовал Колесников.


После продолжавшейся более часа дискуссии сенаторы приняли постановление, одобряющее основные положения доклада о состоянии законодательства в стране. В постановлении комитетам и комиссиям палаты поручено в течение двух недель изучить изменения и дополнения, вносимые в текст доклада, после чего, на следующем заседании, доклад будет окончательно одобрен и затем передан президенту России.


Источник: ("Страна.ру".-25.01.2006, 19.44)