Трамвай сошел с рельсов.По приказу

20 января 2006


Недавно побывавший в Петербурге Председатель Совета Федерации Сергей Миронов в очередной раз сказал, что считает большой ошибкой руководства города ликвидацию трамвая в городе.



Председатель Совета Федерации России Сергей Миронов не один раз говорил об ошибочности попыток петербургской администрации “ликвидировать” трамвай – самый экологически чистый и самый популярный у горожан (после метро) вид транспорта. Однако это мнение, как и мнение подавляющего числа петербуржцев, чиновников, похоже, не интересует. В чем же дело?


Передо мной документы – запрос депутата Законодательного собрания Алексея Ковалева губернатору Валентине Матвиенко и ее ответ. Исчезновение трамвайных путей – вот что волнует депутата. Высказывая предположение, что “транспортная политика в центральных районах города сводится к тому, чтобы загнать максимальное количество пассажиров центра в переполненное метро и максимально освободить улицы и площади от пассажиров и от социального транспорта”, Алексей Ковалев задает вопрос: “Какие экстраординарные события в 2005 году заставили правительство пересмотреть принятый в 2004 году перспективный план развития общественного транспорта и отказаться, в частности, от обещаний сохранить трамвайное движение на мосту Лейтенанта Шмидта?”


В ответе губернатора говорится о нецелесообразности сохранения трамвайного движения по мосту, поскольку 11-й маршрут перевозит слишком мало пассажиров: в часы пик примерно четыреста человек вместо плановой тысячи. Вместе с тем в ответе упомянуты автобус N6 и ряд коммерческих маршрутов, которые следуют в том же примерно направлении, что и трамвай. Если учесть, что “шестерка” обслуживается частным предприятием, возникает вопрос: а им-то какой интерес работать в убыток, если здесь никто не ездит? Ответ прост: во-первых, на 11-м мало ездят потому, что ходит редко; во-вторых, после снятия путей на восьмой и девятой линиях он следует в объезд по 1-й и Съездовской линиям, а это увеличивает время в пути.


Теперь перенесемся на площадь Труда. Скажите, мыслимое ли дело разрушать то, что создано всего шесть лет назад? Осенью 1999 года на площади торжественно открылись подземные переходы, все было сделано с учетом трамвайного движения – и выходы к остановкам, и пути были переложены заново, по современным технологиям, когда вагоны не тревожат дорожное полотно. Когда сейчас высокопоставленные чиновники пугают горожан стоимостью ремонта трамвайных путей, хочется спросить: а вы сами-то умеете считать? Тогда скажите, сколько бюджетных денег, вынутых из карманов налогоплательщиков, было потрачено на реконструкцию площади Труда, если она сегодня оказывается ненужной, и сколько еще денег намерены потратить на выкорчевывание рельсов и реконструкцию недавно реконструированного?! (Между прочим, по подсчетам специалистов, демонтаж стоит на 25 процентов дороже ремонта по самым современным технологиям.)


Примечательно, что в правительстве любят говорить о том, сколь хорош… трамвай. Но только не в центре города, а на окраинах, ибо по пассажироемкости никакой другой вид наземного общественного транспорта с ним не может сравниться. И следуют примерно такие пассажи: из центра города трамвай надо убирать, а на окраинах, наоборот, развивать. На “круглом столе”, посвященном теме общественного транспорта, председатель городского комитета по транспорту Александр Дацюк так и сказал: “Трамвайное движение планируется развивать, но на окраине – на Ржевке, Гражданке, в Веселом Поселке, Купчине и в Сосновой Поляне… Там он должен стать скоростным и связывать спальные районы с ближайшими станциями метро”.


Бодро звучит, правда, не очень конкретно! А вот реальность. Генеральный директор петербургского Горэлектротранса Александр Александров в беседе со мной говорил примерно так же и то же самое. Я просил назвать хоть одну конкретную улицу, по которой будут проложены рельсы. Он осторожно сказал о возможной (!) прокладке рельсов от Пискаревского проспекта в Полюстрове по проспекту Маршала Блюхера на Ржевку. И что же? На днях руководство комитета по транспорту официально объявило о снятии трамвайных путей… с Пискаревского проспекта, там пойдут автобусы. Оказывается, пути здесь полностью изношены и ремонтировать их невозможно.


Довод – убедительней некуда. Но сегодня в Петербурге чуть ли не половину жителей можно лишить возможности пользоваться водой из кранов. На том основании, что большой процент городских трубопроводов тоже полностью изношен, трубы постоянно лопаются, и это приводит к авариям. Зачем менять на новые, их проще вовсе ликвидировать, а воду можно брать в реках, благо, их в Питере пока хватает.


Скажете глупость? Однако ничуть не глупее решения о демонтаже рельсов с Пискаревского проспекта, из спального района, в котором никаких станций метро нет и в обозримом будущем не будет – не предусмотрено! Между тем существует утвержденный несколько лет назад план, по которому трамвайные пути должны быть переложены по выделенной линии, места для них есть с обеих сторон проспекта…


И вот что еще. Демонтаж трамвайных путей – в центре или на окраине – выявляет побочные, так сказать, интересы. Поскольку автобус не может в полной мере заменить трамвай, на месте ликвидированных трамвайных маршрутов появляется что? Правильно – маршрутные такси. Кроме того, интерес к демонтажу трамвайных линий проявляют руководители строительных фирм, которые возводят элитное жилье. Ясно, что стоимость квадратного метра на “безрельсовой” улице увеличивается. И тут появляются поводы поговорить о, мягко скажем, недобросовестности чиновников.


На Бухарестской улице бросили ремонтировать путь на самом аварийном участке: деньги кончились. И вдруг не успели объявить о снятии путей с Большеохтинского моста и нескольких улиц, как на одном небольшом участке улицы Моисеенко, именно на том, где вот-вот пойдет под сдачу очередной “элитник”, быстренько сковырнули рельсы и дорогу привели в идеальное состояние. Интересно, что на одной из FМ-радиостанций стала часто звучать реклама, в которой есть такие строчки: “Если нужен вам комфорт – и трамвай пойдет в обход”.


Вопросы: откуда взялись деньги на срочный демонтаж на локальном участке? с чего вдруг появилось такое рвение и куда оно потом исчезло? Подозрительно все как-то.


Недавно побывавший в Петербурге Председатель Совета Федерации Сергей Миронов в очередной раз сказал, что считает большой ошибкой руководства города ликвидацию трамвая в городе. Это странно, заметил он корреспонденту “Парламентской газеты”, поскольку во многих городах Европы, наоборот, восстанавливают этот экологически чистый и экономически выгодный вид транспорта, и как раз в центральных, старых районах.


…А пока руководство Петербурга действует по принципу: сначала разрушить до основания, а затем… Но затем ничего не бывает. Это мы уже проходили. Причем неоднократно.


Алексей Ерофеев


Источник: ("Парламентская газета" (Москва).-20.01.2006.-№010.-с.5)