Для борьбы с ростом цен на продукты нужны системные меры госрегулирования

28 июня 2021

Продолжается рост цен на все основные продукты питания. Дошло до того, что обычная морковь дороже ананасов! Правительство РФ до сих пор ограничивалось точечными мерами – фиксацией цен на отдельные товары и повышением экспортных пошлин. Нужны более активное вмешательство и системные меры со стороны государства.

Есть давнее предложение нашей Социалистической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ об ограничении торговой наценки на социально значимые продукты питания в 15 %. Подобная практика применяется и за рубежом, и в некоторых российских регионах. Нужно задействовать механизм на федеральном уровне. Более того, уже принят закон, позволяющий Правительству РФ устанавливать предельные розничные цены на ряд продуктов. И сейчас есть все основания, чтобы им воспользоваться!

По закону кабинет министров может устанавливать предельные цены на социально значимые продукты питания, если в течение 60 дней они дорожают более, чем на 10 %. При этом, по данным Росстата, только за май капуста подорожала на 25 %, морковь – на 18,8 %, картофель – на 15,4 %. С начала года цены на эти же овощи выросли на 60,6 %, 80, 3% и 70,2 % соответственно. Кроме того, куриные яйца подорожали на 27,4 %, крупы и бобовые – на 16 %, курица – на 14 %. Прогнозируется дальнейший рост цен на все продукты, включая мясо и рыбу.

К повышению цен ведёт, в том числе, монополизм торговых сетей и крупных агрохолдингов. Поэтому, помимо ограничения торговых наценок, необходимо наращивать господдержку крестьянско-фермерских хозяйств и гарантировать им доступ на рынок.

Европа тратит на поддержку мелких и средних фермеров треть своего бюджета, крупные сельхозпроизводители обходятся своими силами. У нас фермеры получают из бюджета доли процента: за прошлый год им направили 28 млрд рублей. При этом львиную долю господдержки получают крупные агрохолдинги, которые в итоге устанавливают монопольные цены. Нужно кардинально менять ситуацию: увеличивать субсидии мелким и средним хозяйствам, гарантировать им доступ на рынок. Нужно наращивать конкуренцию. Нельзя ожидать низких цен, имея несколько торговых сетей и агрохолдингов на всю страну.