Нет ничего лучше хорошей власти

16 ноября 2005


Качество власти в России стало темой круглого стола, проведенного в Российской академии государственной службы при президенте РФ. Основой для обсуждения стало социологическое исследование ученых группы “Циркон”, проведенное по заказу Российской партии ЖИЗНИ.


Его итоги неожиданными не стали, они еще раз подтвердили цифрами, что народ российский недоволен своей властью, считая, что она не заботится о нем, коррумпирована, безнравственна, неэффективна, нечестна, не соблюдает законность и безответственна.


С такими результатами нелегко сохранять оптимизм. В народе преобладает скепсис по отношению к возможности улучшения качества власти в России. Почти половина опрошенных на такое не надеется, лишь треть продолжает верить, что шансы все же есть.


Для тех и других обнадеживающе прозвучало выступление председателя Совета Федерации, лидера Российской партии ЖИЗНИ Сергея Миронова, подчеркнувшего, что назревший поворот в политике нашей страны должен начаться именно с улучшения качества власти. Или мы навсегда отстанем в мировом соперничестве. Качество власти определяет конкурентные возможности, а эпидемия коррупции, поразившая страну, понижает сильно и рейтинг нашей конкурентоспособности, и репутацию России в целом.


Для успехов в глобализированной мировой экономике нужна высокая степень сплоченности общества. Но как ее добиться, если Россия, по сути, раздвоилась на части, все более отделяющиеся друг от друга, – меньшинство богатых счастливчиков и большинство, с трудом решающее повседневные проблемы по добыванию “хлеба насущного”? В обществе крепнет убеждение – в стране, где государственная власть всегда обладала особой значимостью, нельзя ослаблять ее роль. И взятый курс на всеобщую приватизацию пора срочно менять на повышение качества власти.


На власть местную надо обратить особое внимание. Сегодня система управления в России выстроена так, что она просто не может работать эффективно. Ее верхние эшелоны, взяв на себя слишком много власти, не справляются с нарастающим валом проблем. Требуется срочная передача властных полномочий из центра в города и районы, подкрепляемая возможностями муниципальных органов самим определять, как и Куда тратить зарабатываемые деньги. Поэтому бюджетный процесс должен быть выстроен таким образом, чтобы благополучие граждан зависело от них самих, от того, как они будут работать, какую власть они себе выберут и как будут ее контролировать.


Радикальные перемены в нашей стране, произошедшие за последние пятнадцать лет, завели многие регионы в удручающее положение. Выступивший на круглом столе мэр Новошахтинска Ростовской области А. Зайцев рассказал, что в его городе на 120 тысяч жителей всего 14 300 рабочих мест, а бюджет – на 78% дотационный, и зарплата в полторы тысячи рублей считается завидной. В таких условиях воровство денег из казны перестало быть предосудительным, наоборот – уважаемо!


Подобным городам, не способным пока самостоятельно справиться с бедами, государство должно помочь. Но не столько деньгами, сколько “удочками” -возможностями зарабатывать самим. Чтобы каждый город мог сам обеспечить себе жизненно необходимый минимум, а потом уже и строить планы экономического и социального развития. Сохраняя же ставшую, к сожалению, привычной забюрокраченную систему государственного управления, мы вряд ли сможем улучшить его качество.


Лучшее средство борьбы с бюрократическим засильем – максимальная открытость всех действий власти. Пока же, как показывают исследования, именно глухая оборона власти от общества является источником недоверия к ней. Развитие Интернета позволяет сегодня сделать власть в достаточно сильной степени “прозрачной”, на своих сайтах она может и должна размещать всю нужную населению информацию. Правительства многих стран тратят миллиарды долларов на создание “электронных правительств”. На подобную программу “Электронная Россия” выделено более двух миллиардов долларов. Но этого мало. Степень “электронизации” власти у нас в два раза ниже, чем в мире, и в три раза меньше, чем в странах Европы.


Однако новые информационные технологии вряд ли заработают в прежних бюрократических структурах. Здесь потребуется радикальное переосмысление привычных методов управления, которые вряд ли соответствуют вызовам XXI века.


Участница круглого стола, руководитель ковровской организации Партии ЖИЗНИ Ирина Табацкова, в середине октября ставшая всенародно избранным главой города, рассказала о некоторых “методах”. В Коврове борьба тамошних исполнительных структур с инакомыслящими обернулась форменным трагифарсом. Прежний мэр и силовики организовали травлю и уголовное преследование депутатов


Ковровского горсовета, не согласных с политикой городского руководства. В результате на семерых депутатов-оппозиционеров в разные годы были заведены уголовные дела, пятеро из них долгое время томились за решеткой. Ирина Табацкова, став мэром, собирается навести порядок в экономике города и в его социально-политическом устройстве, для чего намерена привлечь к управлению муниципальным хозяйством людей новых, энергичных, неравнодушных, опереться на общественность, максимально использовать гласность, открытость.


Национальный комитет “Интеллектуальные ресурсы России, сопредседателем которого является С. Миронов, стал зачинателем создания консорциума ведущих вузов страны, цель которого – объединение усилий и ресурсов для создания систем образования и обеспечения интеллектуального фундамента местных органов власти.


Вопрос только в том, настроены ли эти органы власти на работу с новейшими информационными и управленческими технологиями. По старой привычке у нас часто слова сильно расходятся с делами. Член-корреспондент РАН социолог Ж. Тощенко привел характерный пример: 80 процентов руководителей местного самоуправления произносят красивые слова о привлечении населения к процессу принятия решений, но лишь 16 процентов следуют этому в своей практике. Да и эти цифры вызывают немалые сомнения. Почти повсеместно царит совсем иная политика – максимально скрывать от населения подробности действий власти.


Понятно, что даже десяток круглых столов несильно помогут обществу приблизиться к решению проблем, копившихся десятилетиями. Но замечательно то, что прежде даже не обсуждавшийся вопрос качества власти ставится теперь одним из главных в политической повестке дня нашего государства, поднимается первыми лицами страны.


Отвечая на вопросы журналистов, председатель Совета Федерации, председатель Российской партии ЖИЗНИ обратил их внимание на то, что многие партийные инициативы как раз и были направлены на оптимизацию управления нашей страной. “Многое из того, о чем мы начинали говорить как политическая партия, сегодня стало государственным приоритетом”, – сказал Сергей Миронов.


Владимир Зиновьев


Источник: ("Литературная газета" (Москва).-16.11.2005.-№047.-с.3)