Не так страшен "птичий грипп", как его малюют

12 ноября 2005


Рассказывая о проблеме “птичьего гриппа“, подавляющее большинство центральных российских газет и особенно телеканалов выступили как “пятая колонна” американских куриных производителей.



С десяток известных государственных мужей во главе с председателем верхней палаты парламента побывали в прошлый вторник в Домодедове. Они привезли с собой корреспондентов ведущих телевизионных компаний и газет с одной целью. Спикер Совета Федерации Сергей Миронов в конференц-зале домодедовской администрации ее сформулировал таким образом:


– Вопрос национальной безопасности – довести до наших граждан правдивую информацию о состоянии в птицеводческой отрасли и в прямом смысле слова помочь России встать на крыло, реально противостоять “залетным” окорочкам, уступающим по качеству отечественной продукции.


Дело в том, что здравомыслящие аналитические материалы о ситуации с “птичьим гриппом” буквально затерялись среди статей, телерепортажей и предупреждений с рекламных экранов на многолюдных улицах, пугающих граждан миллионами и даже миллиардами жертв. Причем картины возможных при мутации штамма “птичьего гриппа” событий подаются как неизбежная перспектива, а о том, что это весьма далекое от точки зрения профессионалов предположение, упоминается лишь между прочим – чтобы сенсацию не портить. Тем временем в ущерб отечественному птицепрому квоты на ввоз импортного мяса увели-чиваются…


– Мы хотим, – обратился к коллегам и гостям после посещения предприятий “Моссельпрома” Сергей Миронов, – чтобы источниками информации были те, кто реально и профессионально владеет ситуацией. Никому не нужен ажиотаж вокруг якобы имеющейся эпидемии “птичьего гриппа”. Именно якобы, вот сухие цифры. С июля этого года, когда первые птицы оказались зараженными “птичьим гриппом” на территории России, их падеж зафиксирован в 52 населенных пунктах нашей страны (находящихся в 7 субъектах Федерации). Все страшные картинки (забой заболевшей птицы или контактировавшей с ней), которые мы смотрим по телевизору, касаются личных подсобных хозяйств. Ни на одной крупной птицефабрике, которая поставляет мясо на рынок продовольствия, не было зафиксировано случаев “птичьего гриппа”. Нет ни одного случая в России заболевания человека “птичьим гриппом”… Безусловно, нельзя закрывать глаза на возможные модификации штаммов “птичьего гриппа”, которые могут представлять собой ту или иную угрозу человеку. И наши государственные органы должны быть готовы к таким ситуациям, и сами граждане – хорошо информированы о необходимых защитных мерах. Но не нужно нагнетать психоз и искать опасность там, где ее нет.


Россиянам предлагают кушать генномодифицированные продукты


Тесно связанный в недалеком прошлом с медиа-сообществом Сергей Лисовский теперь уже как вице-президент Российского птицеводческого союза, заместитель председателя комитета Совета Федерации по агропродовольственной политике и председатель совета директоров АПК “Моссельпром” отлично знает о возможностях, которыми обладают средства массовой информации:


– Если российское птицеводство и пострадает, то не от эпидемии гриппа, а от “эпидемии” центральных СМИ. Хочу пояснить, к чему это может привести. Прежде всего, к угрозе здоровью нации. Сегодня происходит отпугивание и отталкивание потребителя от качественного российского куриного мяса. И люди, так как все равно должны потреблять белок, переходят на импортные заменители – насыщенные антибиотиками, генномодифицированными продуктами и гормональными препаратами. Приведу для справки несколько цифр. 49 процентов импортируемого в Россию продовольствия содержит генномодифицированные продукты. Например, зеленый горошек практически весь такой, аналогично кукуруза в баночках… Об их генномодифицированном происхождении умалчивают их производители только потому, что пока у нас нет жестких законов, которые бы заставляли это указывать, причем, крупными буквами – есть очень серьезное лобби которое тормозит принятие таких правил. В Америке для производства говядины используется 25 миллионов фунтов антибиотиков. Это те антибиотики, которыми у нас лечится довольно большой слой социально не обеспеченного населения. То есть на организм заболевшего человека, потребляющего такую курицу, эти доступные по цене антибиотики не будут действовать. Никогда не заменит качественного животного белка и соя, к которой нас пытаются приучать (к тому же соя бывает не только обычной, но и трансгенной, цена той и другой почти не отличается – прим. ред.). Второе. На сегодняшний день промышленное производство подразумевает глобализацию рынка. Технологии транспортировки и хранения позволяют доставлять курицу из одной точки мира в любую другую. Создались экономические и политические возможности для монополизации рынка, что сейчас и делается. Уже монополизирован рынок сои, пшеницы… Все продовольствие переходит к управлению двух-трех-четырех монополистов. И очень уж странно “эпидемия” центральных и, как оказалось, далеких от жизни в регионах средств массовой информации совпадает с реальной попыткой захвата рядом монополистов по производству куриного мяса глобального рынка. В связи с этим хочу вам напомнить недавнюю историю о коровьем бешенстве. О ней уже все забыли, но она не прошла бесследно. Европейские товаропроизводители говядины в результате ушли с глобального рынка, и рынок говядины монополизировался. Цена на нее с момента начала истерии выросла в три раза. То, что сейчас делают с “птичьим гриппом” центральное телевидение и газеты, приведет, уверен, к одному – монополизации куриного рынка и увеличению цен на нем. Доживут ли наши птицефабрики до этого момента? К сожалению, пока они не обладают такой экономической мощью и финансовым потенциалом, как иностранные конкуренты.


Потребляя куриное мясо, резюмировал Сергей Федорович, нужно думать не о “птичьем гриппе” – он уничтожается при термической обработке (варке, жарке), а о содержании в нем антибиотиков, гормональных и генномодифицированных продуктов.


Кому выгоден ажиотаж?


Домодедовцы, как никто другой за многие годы бурных политических событий местного масштаба, научились, прежде чем поглощать ту или иную информацию, задаваться вопросом – а кому выгодно ее распространение? Именно о таком подходе говорилось и на встрече, с которой мы ведем репортаж. Представителям крупнейших птицеводческих компаний со всей России самыми простыми формулировками удалось вскрыть подноготную необдуманной информационной войны, показать, что по сути центральные российские СМИ в погоне за сенсацией сработали как “пятая колонна” в интересах американских производителей.


Гендиректор птицефабрики из Челябинской области Петр Подгорнов рассказал, что система безопасности, выработанная еще в советское время (а российскому птицеводству уже 40 лет) используется в полной мере, только на более высокой технологической базе: “Попасть заразе из дикой природы на птицефабрики при такой постановке дела невозможно”. Чего не скажешь о непрофессиональных комментариях, сравнительно легко попадающих в эфир и на страницы газет: “Такие комментарии дают люди, не являющиеся специалистами. У нас в городе на центральном проспекте стоит огромный экран, на котором целый день демонстрируется забой птицы с надписью “Умрут миллионы людей от гриппа птицы…”, а потом после паузы, когда ты уже успел проехать мимо, продолжение: “…если грипп птицы мутирует”. Свою роль в нагнетании ситуации играют и многочисленные коммерческие предприятия, которые занимаются реализацией вакцин от гриппа – этот рынок сегодня высокодоходен. Трудно людей агитировать за здоровый образ жизни, легче напугать и наживать на этом капитал. Кроме того, конечно, кому-то не дают покоя показатели ежегодного подъема российского птицеводства, равные 20 процентам”. Его коллега из Подмосковья Игорь Куимов (“Элинар”) отметил, что в Европе и Америке в связи с “птичьим гриппом” (а он там тоже не раз случался) ажиотажа и истерии никогда не наблюдалось, все вопросы решались по-деловому. Руководитель южноуральского “Птицепрома” Николай Хаустов развил сказанное главным государственным санитарным врачом: “Ни об одном еще не наступившем событии нельзя утверждать на сто процентов, произойдет оно или нет. Вероятность того, что упадет метеорит на Землю, тоже близка к нулю, но она есть… Понимая это, мы же не впадаем в истерику”.


На прямой вопрос, кому же выгоден ажиотаж вокруг “птичьего гриппа”, Сергей Миронов ответил тоже вполне понятно:


– На фоне того, что все время идет спор о квотах на импорт, возникает вопрос, насколько безобидна и естественна шумиха вокруг “птичьего гриппа” на страницах газет и экранах телевизоров? Такие совпадения волей-неволей заставляют думать, а нет ли тут использования ситуации в конъюнктурных коммерческих целях нашими конкурентами?.. Наша зависимость от импорта сегодня очень велика – 45 процентов продовольствия на столах россиян зарубежного происхождения. Представьте, что будет, если по каким-то причинам прекратится поставка импортного продовольствия. Наши домохозяйки уже давно поняли, что предпочтительней употреблять российские сельскохозяйственные продукты, они значительно выше по качеству. Но, к сожалению, экономически такой выбор не всегда прост – импортные продукты дешевле.


Еще одно очко в пользу российских производителей куриного мяса добавил директор компании “Росгосстрах-Столица” Олег Меркулов. Он сообщил, что страховщики России уже давно работают с различными промышленными отраслями и, разумеется, со своей сторо-ны контролируют исправное выполнение всех технологий своими партнерами. Иначе сотрудничество с ними будет просто невыгодно…


А как быть просто с гриппом?


Занимаясь проблемами “птичьих” вирусов, не забыл ли Совет Федерации о человеческом гриппе? Отвечая на этот вполне уместный вопрос, С.М. Миронов объяснил, что поддерживает вакцинацию, но сам лично прививку не делал:


– Когда мы говорим, что все должны пройти вакцинацию, это не значит, что не нужен индивидуальный подход. Для ослабленного ребенка, только-только перенесшего какое-то заболевание, любая прививка может оказаться не очень полезной. В этом случае есть другие методы профилактики. Но в целом вакцинация – дело нужное, это единственная возможность предотвратить эпидемию. Здоровье нации дорогого стоит и нужно его беречь всеми разумными способами. Лично я предпочитаю вести здоровый образ жизни, употребляю очень много витаминов, каждый день пью сок шиповника – кислый, без сахара, витамин С в чистом виде. Кроме того, я закаляюсь: всегда – и зимой, и летом – сплю с открытыми окнами. Закалка – хорошая профилактика, поэтому я лично не делаю прививок от гриппа.


Врачи следят за ситуацией


Геннадий Онищенко, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, главный государственный санитарный врач России, также не видит причин для ажиотажа (“Эпидемии “птичьего гриппа” сегодня в России нет”), но и далек от того, чтобы сидеть, сложа руки (“Нужно делать все, чтобы как можно дальше отсрочить возможные неблагоприятные для человека модификации штамма “птичьего гриппа”).


Он посвятил в суть проблемы. На территорию России штамм вируса “птичьего гриппа” пришел из Юго-Восточной Азии через территорию Казахстана по пойме реки. Это естественные пути миграции птиц. Ветеринарное и медицинское сообщество по долгу своей службы обязаны проявлять и проявляют интерес к этой теме, потому что все пандемии 20 века были связаны с дикими водоплавающими птицами: в 1918 году (“испанка”), затем в 1956 году, 1967-м и 1975-м.


– Сегодня ожидается смена пандемического штамма, и поэтому мы пристально следим за эпизоотией дикой и домашней птицы. По данным Всемирной организации здравоохранения вероятность заболевания людей на европейском континенте патогенным для птицы вирусом крайне низка, но не равна нулю. В связи с этим перед нами стоят следующие задачи. Первое. Нужно тщательно подготовиться к эпидемическому подъему обычного человеческого гриппа. Для российской территории в этом году актуальны три его штамма. Для того, чтобы ситуация не вышла из-под контроля нужно привить от них как минимум группы риска – детей и пожилых людей. Обязательно и привитие работников птицеводческих хозяйств. Второе. Нужно выполнять традиционные требования по профилактике гриппа: постельный режим при заболе-вании; вызов врача к себе, а не поход в поликлинику и заражение окружающих; масочный режим. Третье. Нужно отрабатывать все необходимые меры безопасности на наших производственных предприятиях. Образец безопасности нашего отечественного производства мы сегодня видели в “Моссельпроме” – режим закрытого предприятия, санпропускник, безопасные корма…


Руководитель Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Сергей Данкверт добавил к этому необходимость пропагандировать среди населения, имеющего домашнюю птицу, современные формы хозяйствования. Ведь домашние птицы, которые ходят где угодно, не могут быть застрахованы от болезни. А заодно напомнил, что аналогичная ситуация уже была в Сибири в 1972 году – в советское время. Тогда, как водится, широко это не оглашали – просто срочными мерами пресекли распространение вируса.


Татьяна Труфанова


Источник: ("Призыв" (Домодедово).-12.11.2005.-с.294-295)