11 ноября 2005
Совет Федерации внес в Госдуму многострадальный и долгожданный в регионах
проект федерального закона “О дорожных фондах в Российской Федерации”, по
которому правительство дало отрицательное заключение.
Это первый случай в истории взаимоотношений верхней палаты парламента и
правительства Михаила Фрадкова, когда законопроект направляется в Госдуму без
одобрения исполнительной властью.
Суть противоречий между двумя властными ветвями заключается в стремлении
правительства централизованно распределять сборы от акцизов за топливо и
автомобильные масла, которые согласно проекту, разработанному сенаторами, должны
целиком поступать в региональные дорожные фонды (ныне регионам достается 60
процентов акцизных сборов).
Кроме того, источником формирования фондов будет транспортный налог, который
и сейчас является местным, а также 8, 6 процента налога на прибыль, сегодня
целиком идущего в госбюджет.
Выбор – возрождать дорожные фонды или сохранить ныне существующее положение –
сенаторы оставили за региональными и муниципальными властями. Однако, по мнению
большинства сенаторов, экономические блага, которые обещает регионам
законопроект, делают этот выбор очевидным.
Кроме того, в проекте закона прописаны механизмы и принципы распределения
субсидий субъектам Федерации на строительство и реконструкцию автодорог общего
пользования, которые сейчас правительство распределяет по своему усмотрению.
Возможно, поэтому оно долго не хотело давать заключение по законопроекту,
затянув ответ сенаторам на три месяца.
Представляя законопроект на пленарном заседании Совета Федерации, его
основной разработчик, председатель комитета по бюджету Евгений Бушмин, сообщил,
что за последние 4 года объем финансирования дорожного хозяйства в регионах
снизился в 3 раза. Причем тенденция к снижению устойчива. Регионы уже и не
помышляют о строительстве новых автодорог и их капитальном ремонте.
Направив проект закона в Госдуму, члены Совета Федерации решили обратиться к
коллегам из нижней палаты с просьбой рассмотреть его как можно быстрее,
обязательно учтя при этом мнение регионов.
“Мы будем отстаивать свою точку зрения. Закон позволит регионам формировать
дорожные фонды. Тогда наши дороги приобретут надлежащий вид. Без аккумуляции
средств на дорожное строительство нам ситуацию не изменить. Мы хотим убедить
Президента России в необходимости создания региональных дорожных фондов и готовы
по-хорошему поспорить с нашим правительством на эту тему. Потому что регионам
необходимо дать финансовый инструмент для поддержания дорожного хозяйства,
который мы как раз заложили в этом законе – 50 на 50, когда половина средств
должна поступать из федерального бюджета. Тем более что деньги в нашем бюджете
есть”, – заявил по завершении заседания спикер верхней палаты Сергей
Миронов.
По мнению первого заместителя председателя комитета Совета Федерации по
экономической политике, предпринимательству и собственности Владимира Гусева,
сенатора от Ивановской области, суть законопроекта “О дорожных фондах в РФ”
состоит в том, чтобы заставить регионы весь дорожный налог использовать целевым
назначением. При этом показатели по изъятию в пользу регионов части федеральных
средств рассчитаны из необходимости двукратного увеличения расходов, которые
ныне идут на дорожное хозяйство. Отсюда в проекте появились 8, 6 процента с
налога на прибыль и полный возврат акцизных сборов в местные бюджеты.
“Правительство в заключении на законопроект признает катастрофическое
положение, сложившееся в отрасли. А возражения его практически сводятся к тому,
что необходимо соблюдать принцип самостоятельности местных властей, то есть оно
отрицает саму возможность существования целевых фондов, хотя бы частично
финансируемых из Центра. Мое личное мнение, что правительство просто не хочет
брать на себя ответственность и что-то решать”, – считает Владимир Гусев.
Мэр Москвы Юрий Лужков еще ранее высказывался в том смысле, что для
правительства вопрос с финансированием новых объектов дорожного строительства до
сих пор остается делом вкуса: если хочет – даст денег, если нет – будешь
оперировать тем, что имеешь. По мнению Юрия Лужкова, исключение дорожных фондов
из ведения регионов – это ошибка правительства. Новая налоговая система себя не
оправдала, и объемы строительства дорог в регионах резко снизились.
Министерство транспорта России, которое прокомментировало ситуацию через свой
пресс-центр, поддерживает возрождение целевых бюджетных фондов субъектов
Российской Федерации: “Они могут помочь преодолеть критическую ситуацию,
складывающуюся в дорожном комплексе, значительно улучшить содержание автодорог и
заняться их развитием. Но региональные фонды должны формироваться за счет
целевого дорожного налога и расходоваться строго по статьям “ремонт и создание
автодорог”.
Михаил Кириллов
***
Справка
За последние пять лет реальная доля расходов на дорожное хозяйство в
структуре ВВП России снизилась с 2, 9 процента в 2000 году до 1, 3 процента в
2004 году, В результате ввод дорог общего пользования в стране упал с почти 7000
километров в 2000 году до 1752 километров в 2004 году, а объем ремонтных работ
сократился почти в 2 раза. Согласно методике Мирового банка при росте ВВП на 7
процентов в год макроэкономические потребности России в развитии дорожной сети
оцениваются на уровне 17 тысяч километров новых дорог в год.
(Из доклада министра транспорта Игоря Левитина на коллегии Минтранса 30 марта
2005 года)
Источник: ("Гудок" (Москва).-11.11.2005.-№209.-с.1)