14 апреля 2021
Сергей Миронов выступил с докладом на Общероссийской конференции по вопросам демографии, защиты традиционной и многодетной семьи, материнства, детства и отцовства, борьбе с беспризорностью и безнадзорностью:
– Дорогие друзья. Благодарю всех, кто откликнулся и пришёл сегодня на нашу конференцию. Очень хорошо, что показали ролик. Это освободило меня от приведения печальных цифр прошлого года об увеличении смертности. Конечно, пандемия свое слово сказала, но мы же видим, что кроме увеличения более, чем на 100 тыс. человек смертности из-за коронавируса, увеличилась и смертность из-за того, что наше здравоохранение вынуждено было заниматься борьбой с пандемией, а значит, плановые операции и плановое лечение тех, у кого сердечно-сосудистые заболевания, у кого сахарный диабет, у кого онкология, тоже начали хромать. В результате здесь тоже повысилась смертность.
Но я не могу не сказать, что наша страна выдержала эту борьбу с пандемией, я уже не говорю, что наши ученые создали вакцины, но то, что в целом система здравоохранения выдержала, несмотря на так называемую оптимизацию, – это только благодаря сохранению остатков мобилизационной системы здравоохранения. Если бы эти остатки были разгромлены оптимизацией, боюсь, что были бы совершенно другие, еще более плачевные результаты.
И здесь, конечно, мы самым серьезным образом должны посмотреть на всю систему нашего здравоохранения. Отрадно, что буквально сегодня Государственной Думой в третьем чтении принимается правильный законопроект, который наводит порядок в управлении нашего здравоохранения.
Как раз, когда с 2015 года началась та самая зловредная оптимизация, руководителями управлений здравоохранения субъектов Федерации назначались зачастую люди, не имеющие никакого отношения к системе здравоохранения, ничего в этом не понимающие. Единственное, что им давалась явная установка – экономьте деньги. Потому что денег федеральный центр вам не даёт. Ну, и экономили кто во что горазд, и оказалось, что у профильного Министерства здравоохранения нет вообще никаких рычагов, они не могут вообще скомандовать, не могут повлиять, потому что каждый субъект Федерации, по-русски говоря, кто во что горазд.
И вот этот законопроект меняет это правило, потому что теперь только по согласованию с Министерством здравоохранения будут назначаться руководители здравоохранения субъектов Федерации. Правильный шаг, но это даже не шаг, это шевеление в нужную сторону. А вот шагом будет с нашей точки зрения ликвидация Фонда обязательного медицинского страхования – абсолютно ненужного посредника. Коль скоро у нас в Конституции прописано, что здравоохранение – это прямая обязанность государства, так зачем нам нужен этот посредник? А если вспомним ещё и о страховых медицинских компаниях, которые как пиявки присосались к бюджетным деньгам, получаются огромные деньги. Если это обязанность государства, давайте напрямую финансировать всё наше здравоохранение. А здесь мы сразу же вспомним о том, чем было славно советского здравоохранение: о профилактике, о диспансеризации, что абсолютно сейчас забыто. И отсюда мы видим и рост заболеваний, рост инвалидности, которую кстати не получить, потому что всеми правдами и неправдами людей, простите меня, без ног и без рук каждый год заставляют идти на комиссию доказывать, что у них не выросла нога и рука, и что, действительно, они могут получать ту самую очень незначительную пенсию по инвалидности.
Поэтому, мы безусловно считаем, что здравоохранение и финансировать нужно по-другому – минимум 7 % ВВП должно идти на него, точно также, как и на образование. И мы надеемся, что урок от пандемии всё-таки будет извлечен нашим государством.
Но, говоря о демографической проблеме, очень больной проблеме, и говоря, коль скоро здесь затронули вопрос о здравоохранении, я не могу не сказать о том, что есть очень много проблем, которые связаны и со снижением рождаемости в нашей стране. Я не могу не упомянуть, что в нашем замечательном законодательстве до сих пор нет дефиниции, юридического термина, а что такое многодетная семья? В каждом субъекте Российской Федерации – где-то три ребенка в семье, а где-то – пять. Чтобы было общее понятие, что такое многодетная семья в нашем федеральном законодательстве, включая Семейный кодекс, там этого нет. Конечно, это необходимо делать.
И вот, говорят, что проблема в законодательстве и в том, что нет уверенности в завтрашнем дне. И, конечно, здесь нужно многие вещи решать. Ведь такие наши предложения, как родительская зарплата и родительский стаж, который должен засчитываться в трудовой стаж, в том числе и пенсионная надбавка, если у вас дети и внуки, чтобы это тоже сказывалось на благосостоянии семьи. Потому что, сегодня при рождении одного ребёнка в любой семье сразу доходы в два раза падают. Соответственно, считайте прогрессию. Второй ребёнок родился – еще упала, а дальше очень легко сосчитать, куда мы выходим. И 60% всех бедных семей в нашей стране – это семьи с детьми, это тоже нужно иметь в виду. И когда мы говорим о необходимости увеличивать рождаемость, конечно, здесь нужно принимать эти меры.
Одна из болезненных проблем, которая опять же напрямую связана с решением семьи, с решением мужа и жены, сколько иметь детей в семье, это жилищные условия. И мы долгие-долгие годы уповаем, по крайней мере наше Правительство, на ипотеку, мы должны честно сказать, даже вот это льготная ипотека в 6,5%, даже ещё льготы на 2%, она будет доступна не всем. В целом, если говорить об ипотеке, максимум 35 % семей в России смогут себе позволить ипотеку. А остальные, соответственно 65% – никогда. У них нет ни копейки денег: нет ни на первый взнос, нет возможности выплачивать проценты, и что? Значит, они обречены вообще не иметь никакого жилья?
Мы говорили, настаивали, пока не начнем строить социальное жилье за счет государства, квартиры, которые нельзя будет приватизировать, но жить-то можно будет. И не в хрущевках, как Хрущев решил в своё время эту жилищную проблему, в комфортных нормальных условиях с нормальной площадью, в нормальных квартирах. И только вот это строительство социального жилья, арендного жилья сможет решить эту проблему. Но я не буду вас утомлять программой нашей партии, там очень много дельных правильных предложений.
Завершая свое выступление, я сказал бы вот ещё о чём, я очень рад, что здесь и священнослужители в нашей конференции принимают участие, и многодетные мамочки, нам нужно ещё решать очень больную проблему. Эта проблема напрямую связана с тем, что у нас отсутствует идеология. В Конституции, к сожалению, прописано, что у нас не может быть обязательной государственной идеологии. Мы реалисты, не надо навязывать, но как же без государственной идеологии, как без царя в голове, без этого невозможно. И, соответственно, конечно, нам нужна идеология. Источники могут быть разными, могут быть разные идеи, но я абсолютно убеждён – самое простое, что напрашивается – нас в стране должно быть больше, на сотни миллионов больше граждан России самых разных национальностей. И ни в коем случае не за счет миграции из Средней Азии и откуда бы то ни было. Должны наши женщины больше рожать. Правда, и наша жизнь должна быть другой.
Я всё-таки возвращаюсь к тому, о чём я сказал, нужно менять философию жизни. Нужно менять отношение к этому. Мы говорим слова “демографическая проблема”, а на самом деле нас, действительно, должно быть больше. Россия как большая семья должна заботиться, чтобы детей было много, и чтобы дети были здоровы, чтобы они росли. И здесь я не могу не привести данные социологии, которым уже более 15 лет. Но что-то мне подсказывает и, к сожалению, я даже не сомневаюсь, что она не изменилась. Дело в том, что, когда зарождалась Социалистическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, я напомню, что тогда мы объединили 12 партий, в том числе “Партия жизни” стояла у истоков СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ, так вот когда ещё была “Партия жизни”, в 2005 году, мы заказали в Российской академии наук, в Институте социологии огромное исследование по социологии. Чтобы вы понимали, было опрошено более 35 тыс. женщин по всей нашей огромной стране: в сёлах, крупных и не крупных городах, в аулах, в деревнях, везде. Социологи говорили, что такой репрезентативной выборки вообще никогда не было. Они проводили более года этот опрос. И, знаете, там было очень много вопросов. У нас, кстати, все это сохранилось – огромный отчёт по поводу этого опроса. Там, среди прочих вопросов, был очень интересный, для женщин. Причём, этот вопрос задавался женщинам репродуктивного возраста. То есть, тем женщинам, которые могут рожать. Вопрос был такой: “представьте себе, что ваш муж хорошо зарабатывает. У вас хорошая квартира, дача, машина, каждый год вы всей семьёй можете позволить себе слетать к морю. Представьте, что у вас всё хорошо, сколько вы детей тогда хотели бы иметь?” Ответ – 1,89, иными словами меньше чем два ребёнка. А мы понимаем с вами, что два ребёнка в семье – это всего лишь воспроизводство. Двое родителей: муж, жена, двое детей, по крайней мере, мы не провалились бы в эту демографическую яму. И даже гипотетически, наши женщины отвечали – 1,9, то есть, даже двух детей не было. И это уже проблема цивилизационная. Но больше всего – это проблема наша народная, нашего общества. Да, когда долгие годы такое отношение к многодетным семьям, отношение к детям, что, давайте для себя жить, давайте делать карьеру. А кому всё это передадим, кто будет пользоваться плодами наших трудов, об этом очень мало думали. Здесь я не случайно порадовался присутствию священнослужителя, потому что здесь, конечно, мы будем выходить в область духовную, в область мыслей про нашу веру, про понимание нашего общества, смысла жизни и так далее.
И здесь мы не можем не говорить о телевидении. Что там творится и что оттуда идёт, и что получают наши дети, тем более сейчас и телевизор не смотрят, всякие тик-токи, и так далее и там совершенно иное, там мы не увидим желания нынешних девочек – будущих мамочек и будущих жен, чтобы у них было много детей. Потому что там совершенно другое и там другие примеры навязывают, там нам показывают совершенно иных людей.
Сегодня утром в Государственной Думе мы открыли выставку “Они были первыми”, посвященную 60-летию полёта Юрия Гагарина. На прошлой неделе я посетил в Монино преподавателя академии им. А. Ф. Можайского Валентина Петрова, причём, у него первое образование философское, он полковник авиации, был в отряде космонавтов, в том числе помогал и работал с Гагариным. Вот, от него я услышал поразительный факт. Ну я знал, что однажды в 1964 году Юрий Гагарин неожиданно для всех посетил Троице-Сергиеву Лавру. И, оказывается, Валентин Петров был инициатором того, что свозил Гагарина туда, за это Петров получил выговор, хотели влепить выговор Гагарину, но всё-таки первому космонавту не позволили, но был такой факт. А вот то, что я узнал Валентина Петрова (можно поднять стенограммы пленумов ЦК КПСС, какой год не знаю, но он по памяти говорил, что 1966 год), и вот представьте себе, в Москве, в Кремле, на пленуме ЦК КПСС первый космонавт мира Юрий Гагарин сказал с трибуны центрального комитета КПСС: “когда в стране происходили важнейшие события, победа или ещё что-то, на Руси всегда строили храмы. Вот мы в космос прорвались, мы проложили туда дорогу, давайте мы восстановим Храм Христа Спасителя”.
Раздались громкие аплодисменты, которые тут же были заглушены. Но это сказал наш первый космонавт России. Потому что он, слетав туда, посмотрел на нашу хрупкую землю, и ему пришло в голову, что, если мы строим, тогда мы строили коммунизм, но не думать о духовности нельзя. Я специально решил, завершая выступление, вспомнить об этих словах Гагарина.
Всем спасибо ещё раз за участие. Желаю успехов.
Полезные ссылки
- Выступление по вопросу об обращении Госдумы к ООН в связи с атаками украинских вооруженных формирований против мирных граждан
- Выступление на первом пленарном заседании весенней сессии Госдумы
- Выступление на XIII Съезде Политической Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ
- Выступление на собрании группы избирателей по выдвижению Владимира Путина кандидатом в Президенты РФ
- Выступление на итоговом пленарном заседании Государственной Думы