В храме, что на Крутицах

15 августа 2005

Парламентская делегация во главе с председателем Совета Федерации РФ Сергеем Мироновым недавно посетила Душепопечительский православный Центр святого праведного Иоанна Кронштадтского на Крутицком подворье. Он расположен на территории одного из самых древних и красивых монастырей столицы. Центр был создан восемь лет назад по благословению Алексия II для реабилитации молодежи от наркотической и алкогольной зависимости – наш журнал неоднократно знакомил читателей с его деятельностью.


После короткой экскурсии по древнему подворью состоялась обстоятельная откровенная бесе­да. Отец Анатолий (Берестов) рассказал парламентариям о кон­кретных делах, успехах и пробле­мах православного центра, по­дробно ответил на вопросы Сер­гея Миронова, а их у него было немало.


– За восемь лет, – сказал отец Ана­толий, – через наш центр прошло около 30 тысяч молодых людей, страдающих наркотической и ал­когольной зависимостью, а так же жертвы оккультизма и псевдо­религиозных организаций. Все приходили сюда абсолютно доб­ровольно. Не менее чем у 80 про­центов из них наблюдается устой­чивая ремиссия. Более 250 чело­век, проходивших реабилитацию в 1998-1999 годах, практически за единичными исключениями ста­ли здоровыми людьми. Вот как важна духовная работа! Мы убеж­дены, что наркомания, как и ал­коголизм, как и лудомания, которая, кстати, труднее всего подда­ется лечению, это не столько ме­дицинская проблема, сколько ду­ховная.


Отец Анатолий рассказал о мис­сионерской работе центра, изда­тельской деятельности, подготов­ке кадров, созданной в центре антинаркотической профилактиче­ской программе. В ее основе – ком­плексный подход. Программа включает в себя и спортивно-оз­доровительные мероприятия, и военно-патриотическое воспита­ние, и – самое важное – постоянное духовное просвещение.


Разговор коснулся и проблемы беспризорных детей, которыми тоже занимается Душепопечи-тельский центр на Крутицах, и строительства нового комплекса -Научно-методического центра профилактики наркозависимос­ти в Люблино. Здесь будет храм, спортивным зал, небольшой при­ют для временного содержания беспризорных.


– Проблема ведь в том, – заметил отец Анатолий, – что до сих пор мы их отмывали, лечили и… они возвращались на вокзал. А судьбу детей и подростков надо решать вместе с государственными орга­низациями. В будущем руководст­во Русской православной церкви предполагает построить анало­гичные приюты во всех регионах России.


В планах – участие в организации российско-греческого всеправо-славного форума, и (на это отец Анатолий обратил особое внима­ние) подготовка и проведение об­щероссийской практической кон­ференции: «Национальная сфера ответственности: «Власть, биз­нес, общество – против наркома­нии в России».


– Наша главная цель, – продолжил отец Анатолий – привлечение биз­неса для совместной борьбы с нар­команией, потому что, как мне по­казалось, бизнес в настоящее вре­мя как бы не замечает эту тяжелую проблему, хотя сам нередко от нее
страдает. Неоценимую помощь здесь могли бы оказать нам регио­нальные власти.


Председатель верхней палаты парламента с пониманием отнес­ся к проблемам Душепопечитель-ского центра. Сергей Миронов пообещал найти спонсоров среди сенаторов: «Если сенаторы обра­тятся с призывом к бизнес-сооб­ществу регионов, – сказал он, – то деньги для помощи церкви в этом деле найдутся».


Встреча священнослужителей и представителей светской власти вызвала большой интерес прессы и телевидения. Во время корот­кой пресс-конференции, отвечая на вопрос журнала «Нарконет > о реальности наркотической угро­зы, Сергей Миронов сказал:


– Проблемы есть, и это действи­ тельно страшная угроза. Когда я еду по России – а я все регионы объездил – и понимаю, что нарко­мания уже пришла в деревню, в русское село… Когда «сажают» на наркотик, его сначала дают по­пробовать почти задаром, а по­том люди все свои земельные до­ли и паи продают за копейки. По­тому что «подсели» на зависи­мость и денег на наркотик и вод­ку не хватает. Большая беда в на­шей стране. И навалиться на нее надо всем миром, как это всегда было принято в России. Решать проблему необходимо по двум на­правлениям.


Во-первых, пресечь доступ зе­лью, закрыть наши южные грани­цы. Наркоторговцев, дилеров наказывать жестоко. Я – противник смертной казни, но за распрост­ранение наркотиков, убежден, должно быть только одно наказа­ние – пожизненное заключение. И не вдаваться в подробности, кто, сколько, где и что. Наказа­ние должно быть неотвратимо. Мы вправе рассчитывать на наши правоохранительные органы, на силовое ведомство, которое спе­циально создано для борьбы с не­законным оборотом наркотиков. Мы часто видим регулярные при­ятные рапорты об акциях против распространителей наркоты. Ак­ции-то проводятся и наркотики изымаются, но нет масштабной плановой работы. В любом городе, в любом населенном пункте вам назовут точный адрес, номер дома, подъезд, где можно купить зелье. Только милиция, кажется, этого не знает. Потому что, к со­жалению, иногда и она задейство­вана в незаконном обороте. Не хо­чу бросать тень на правоохрани­тельные органы, знаю, что боль­шинство сотрудников – достойные люди, которые с честью носят офицерские погоны. Но среди них встречаются и другие… Их нельзя оправдать, но мы же не слу­чайно постоянно говорим о том, что сотрудникам правоохрани­тельных органов нужно платить хорошую зарплату, обеспечивать их технически и материально. Очень важно, что меняется пози­ция граждан. Они не молчат, как раньше – дескать, моя хата с краю, знаю, что в соседнем подъезде торгуют дурью, но не буду вмеши­ваться, мало ли что. Сейчас люди заговорили, да не всегда находят понимание у тех, к кому обраща­ются, а обращаются, как правило, к участковому.


Не понаслышке знаю, что такое загаженные подъезды с валяющи­мися шприцами и пустыми ампу­лами, что такое притоны и как могут быть унижены и испуганы люди. Я семь лет избирался депу­татом Законодательного собра­ния в Санкт-Петербурге. Иногда физически приходилось скручи­вать наркодилеров (слава Богу, в десанте служил) и просто сдавать их в милицию по факту. Жители просили: помогите, ну нет ника­кой жизни от наркоманов. Повторю: первое, это физически прекратить доступ наркотиков на территорию России и жестко ка­рать наркодилеров. Ну, а второе… низкий поклон Душепопечитель-скому центру за то, что столько молодых людей прошли здесь ду­ховное оздоровление и, можно считать, выздоровели, освободи­лись. Но только никакое лечение не заменит профилактики. И эту работу надо вести всем миром. Борьба с наркомафией – дело пра­воохранительных органов, а борьба за здоровье и за хрупкие души наших детей и внуков – за­кон для всех нас.


Источник: ("Нарконет" (Москва).-№4, 2005.-с.11-16)