Путь закона из региона до Москвы

11 октября 2005


Почти каждый шестой законопроект, внесенный местными органами власти, решением Совета Государственной Думы возвращен из-за отсутствия заключения Правительства, а 427 – отклонены при первом или втором чтениях. Лишь 21 инициатива регионов стала федеральными законами.



О сложившейся ситуации, а также о роли Совета законодателей в подготовке законодательных инициатив регионов рассуждают члены Совета Федерации и руководители региональных парламентов.


Сергей Миронов, Председатель Совета Федерации:


Разработка и рассмотрение законопроекта – очень кропотливая и сложная работа. Поэтому нормы Регламентов Государственной Думы и Совета Федерации должны содержать положения, обеспечивающие механизм эффективной законотворческой деятельности, и максимально содействовать в этом процессе всем субъектам права законодательной инициативы. Но особое внимание следует уделять законодательным инициативам субъектов Федерации, поскольку они отражают мнение значительных территорий нашей страны и большого числа наших сограждан. К таким законопроектам Регламент должен относиться особенно внимательно, с тем чтобы их положения в большинстве случаев находили свое отражение в принятых законах. К сожалению, на практике мы видим обратную ситуацию: большинство законодательных инициатив регионов через Государственную Думу не проходят.


Одна из целей Совета законодателей – это координация законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов России и обмен опытом. В этой связи обмен опытом, безусловно, необходим. В рамках же деятельности Совета законодателей целесообразно осуществлять анализ принятых регионами законов (и эта работа нами проводится), выявлять наиболее эффективные решения и на их основе готовить рекомендации или “модельные” законы для всех заинтересованных субъектов РФ. Необходимость и эффективность такой работы трудно переоценить. В свою очередь Совет Федерации, анализируя законопроекты, вносимые регионами, может обеспечить согласованную позицию значительного числа субъектов, выработать единый текст законопроекта и внести его в Государственную Думу уже в качестве законодательной инициативы “верхней” палаты парламента. Представляется, что такой механизм мог бы быть весьма эффективен.


Сергей Трусевич


Источник: ("Парламентская газета" (Москва).-11.10.2005.-№178.-с.1,2)