Сергей Миронов: Открытие новых линий метрополитенов является социальной задачей

7 октября 2005

6 октября 2005 года Председатель Совета Федерации С.М. Миронов провел совещание по вопросам развития метрополитена г.Санкт-Петербурга. Открывая совещание, Сергей Миронов обратил внимание на значение для российских городов такого вида транспорта, как метрополитен.


5 сентября на совещании в Кремле рассматривались очень важные социальные инициативы Президента РФ, отметил С.Миронов, также обсуждались и бюджет 2006 года, и проблема Стабилизационного фонда. К сожалению, это стало проблемой, считает С.Миронов, учитывая какие большие средства у нас “замораживаются” и не направляются на социальные нужды.

С.Миронов высказал предложение предусмотреть при корректировке бюджета текущего года выделение дополнительных средств на реализацию инвестиционных проектов на строительство и развитие метрополитенов. Такие проекты, по его мнению, всесторонне проработаны и готовы к реализации как минимум в семи городах России. Более необходимые людям инвестиционные проекты, по мнению С.Миронова, “трудно себе представить”.
До 2000 года, напомнил он, метрополитены в российских городах финансировались поровну из федерального и регионального бюджетов. С 2003 года началось снижение доли участия федерального бюджета с 50% до 20%. В связи с этим строительство метрополитенов в России практически остановилось.

Как сообщили Regions.Ru в пресс-службе Совета Федерации, открытие новых линий метрополитенов, подчеркнул глава Совета Федерации, является, прежде всего, социальной задачей: “Метрополитены для больших городов – это нечто большее, чем один из видов городского транспорта”. Пятая часть всего городского населения России, проживает именно в городах-миллионниках, где “подземка” играет большую роль, чем просто перевозка пассажиров. Просто в рамки “городское транспортное средство” метрополитен не укладывается, считает спикер Совета Федерации.

В этой связи С.Миронов предложил вернуться к финансированию строительства в пропорции 50 на 50 из федерального и регионального бюджетов. Стоимость инвестиционного проекта по строительству метрополитена должна, по мнению С.Миронова, составлять не менее 5 млрд.рублей. Эти средства могут быть легко освоены при строительстве подземных линий.

Далее на совещании обсуждались проблемы развития петербургского метрополитена, над которым глава Совета Федерации С.Миронов “взял шефство”. Он подчеркнул, что будет лично контролировать проблемы развития метро в крупных городах России. “Я взял шефство над развитием питерского метрополитена”, – сказал Председатель Совета Федерации. В связи со сложной геологической ситуацией развитие и дальнейшее строительство питерского метрополитена имеет свою специфику. Средства, направляемые в последние годы на развитие этого вида транспорта, уходили на ликвидацию размывов. Сейчас эта проблема уже решена, и город направляет свои усилия на строительство новых линий и станций.

Участники отметили, что функции метро не ограничиваются перевозкой пассажиров. Метрополитен также является важным объектом гражданской обороны.

Присутствующий на совещании вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Вахмистров напомнил, что в этом году у питерской подземки юбилей – ей исполняется 50 лет. Питерское метро занимает второе место по протяженности после Москвы, длина подземных тоннелей 103 км. По европейским стандартам считается, что на 1 миллион жителей должно приходиться 60-80 км проложенных путей. Показатели в Петербурге отстают от европейских норм в 4 раза. Загруженность питерского метро чрезвычайно велика, ежедневно в городе подземным транспортом пользуется около 5 миллионов человек. Метрополитен является одной из главных систем жизнеобеспечения города, это самый массовый, дешевый вид транспорта, не имеющей альтернативы.

В Петербурге невозможно кардинально расширять инфраструктуру наземного транспорта по многим причинам, в частности из-за ограниченной протяженности дорог, их загруженности, значительного количества памятников культуры и архитектуры в городе и высокой плотности застройки. Строительство новых дорог зачастую оказывается невозможным и единственный вариант решения транспортной проблемы – дальнейшее расширение и развитие метрополитена. Развитие сети подземного транспорта разгружает улицы города, сокращает время пассажиров в пути, уменьшает отрицательное воздействие на окружающую среду.

Предполагается, что на развитие инфраструктуры метрополитена Правительством Санкт-Петербурга будет выделяться от 3 до 5 млрд. рублей в год.

На заседании с докладом выступил начальник Санкт-Петербургского метрополитена Владимир Гарюгин. Он рассказал о планах строительства новых линий метро, об их специфике и проблемах. В рамках осуществления целевой программы развития метрополитена Санкт-Петербурга, принятой в 2002 году ведутся работы по строительству Фрунзеской линии, строятся станции “Адмиралтейская”, “Парнас”, планируется ввод в эксплуатацию второго выхода станции “Спортивная”.

Специфические особенности города, в том числе сложная геологическая ситуация вынуждает останавливать свой выбор на высокобюджетных проектах глубокого заложения подземных тоннелей. Кроме того, необходимо вкладывать средства в реконструкцию действующих станций во избежание техногенных катастроф.

Заместитель Председателя Совета Федерации Светлана Орлова отметила, что решение транспортной проблемы приведет к решению многих социальных, экономических проблем и проблем безопасности. Она сказала, что до принятия проекта бюджета в третьем чтении необходимо рассмотреть дополнительные источники финансирования развития подземного вида транспорта. Она предложила законодательно закрепить распределение расходов пополам между центром и регионами.

Подводя итоги заседания, Сергей Миронов отметил, что в ближайшее время необходимо провести расширенное совещание по проблемам метрополитенов российских городов. Он дал поручения своему заместителю Светлане Орловой и первому заместителю председателя Комитета Совета Федерации по бюджету Владимиру Петрову разработать предложения по законодательным аспектам решения данного вопроса.


Источник: (ИА "REGIONS".-07.10.2005, 14.34)