5 октября 2005
Сам по себе профицит -весьма позитивный макроэкономический знак
благополучия. Но не слишком ли велика его цена?
Программа пребывания Председателя Совета Феде-рации Сергея
Миронова в Калмыкии включала встречу с Председателем Народного Хурала
(парламента) Республики Калмыкия Игорем Кичиковым, депутатами, руководителями
органов исполнительной власти, представителями органов местного самоуправления,
руководителями предприятий и организаций республики.
В своем выступлении Сергей Миронов сказал: “Считаю для себя
обязанностью ездить в регионы, чтобы, глядя в глаза людям, из первых уст
узнавать об их трудовых достижениях, специфических проблемах территорий и
пытаться с ними вместе найти способы и методы их решений”. Он отметил, что
разделяет идею о народных предприятиях, которая ему очень близка и которую
считает очень перспективной формой участия тружеников предприятия в организации
оптимального производственного процесса, в принятии стратегических решений
развития предприятия, а также в справедливом разделе честно заработанной
прибыли.
При этом глава палаты российского парламента посетовал на то, что в нашей
стране такая форма организации труда, когда работники предприятия одновременно
являются и его владельцами, пока еще не прижилась и является исключением из
правил. Думается, высказал свое мнение Сергей Миронов, опыт зарубежных
стран в этой области и частично наш российский вполне заслуживает того, чтобы
курс на создание народных предприятий брали бы не только трудовые коллективы,
которым еще только предстоит приватизация, но и уже приватизированные
предприятия, далеко не всегда эффективно работающие.
Коснувшись законопроектов, вынесенных на осеннюю сессию Совета Федерации,
Сергей Михайлович еще раз подтвердил принципиальную позицию палаты
регионов по Лесному кодексу. Даже упоминания о возможном введении частной
собственности на лес, подчеркнул он, сенаторы не допустят.
Что касается прохождения бюджета на 2006 год, Сергей Михайлович
заметил по этому поводу следующее:
– Конечно, позитивно то, что на образование выделяется ровно на 30 процентов
больше средств, чем в текущем году. Почти на такую же величину увеличиваются
расходы на здравоохранение. Наконец-то мы видим какие-то подвижки в сторону
аграрного сектора экономики, в сторону нашего села. Очень хорошо, что
Правительство услышало наши требования по поводу цен на нефть. При
беспрецедентно большом Стабилизационном фонде необходимо направить средства в
инвестиционные фонды. И такой фонд появляется в проекте бюджета на 2006 год, а
это 70 миллиардов рублей.
Однако при этом, продолжил Председатель Совета Федерации, возникает вполне
резонный вопрос. Профицит, который заложен в бюджет-2006, составляет 776
миллиардов рублей. Мы же из него выделяем всего лишь десятую часть. Почему так
мало?
По одному из своих образований я экономист и прекрасно понимаю, что идея
профицитного бюджета – сигнал всем инвесторам, не только зарубежным, но и
отечественным, о том, что экономика России развивается вполне успешно, что мы
умеем считать деньги и наши расходы соизмеряются с нашими доходами. То есть сам
по себе профицит – весьма позитивный макроэкономический знак благополучия. Но не
слишком ли велика его цена? Если Правительству важен сам принцип, давайте
оставим один миллиард рублей превышения доходов над расходами и назовем его
профицитом. Но ведь тогда мы оставшиеся 775 миллиардов рублей сможем потратить
на то, что нужно нашей стране!..
Вернувшись в своем выступлении к теме села, докладчик высказался за
существенное увеличение доли бюджетного пирога, направляемого в агропромышленный
сектор экономики. Год тому назад в Совете Федерации был создан совет по
агропромышленной политике, рабочая группа которого разрабатывает свой
альтернативный законопроект “Об основах аграрной политики в России”.
Спрашивается, зачем это нужно сенаторам, поскольку аналогичный проект
разрабатывает Министерство сельского хозяйства? Ответ прост. К сожалению,
отечественные законодатели имеют печальный опыт того, как хорошие идеи, в том
числе и те, которые зарождаются в стенах Минсельхоза, на выходе появляются в
столь основательно “подстриженном” виде, что в них просто не видно, какие же
именно преференции даются российскому селу. Чтобы этого не было, рабочая группа
совета по агропромышленной политике и разрабатывает законопроект, в котором
основное положение его прописано следующим образом: ежегодно не менее 10
процентов расходной части бюджета должно тратиться на село!
Эти слова вызвали в зале бурные аплодисменты.
…На встрече с главными редакторами газет, издаваемых в республике,
журналистами радио и телевидения Сергей Михайлович напомнил собравшимся
ставший известным всей стране недавний печальный случай с 15-летним школьником,
который покончил жизнь самоубийством из-за невозможности принести в школу
требуемую учительницей сумму.
– Этот трагический случай осветил давнюю проблему наших школ, – сказал он. –
В каждой или почти в каждой из них идут самые настоящие поборы с родителей
школьников. На ремонт здания, на охрану, на ремонт крыши и на многое-многое
другое. Далеко не все семьи в состоянии выделить такие средства из скудного
семейного бюджета. А ведь по Конституции образование у нас бесплатное. В
реальности же положение дел совсем иное. Так, может быть, не стоит иметь такой
огромный Стабилизационный фонд (на черный день вполне хватит 40-60 миллиардов
долларов), а освободившиеся деньги потратить на обеспечение российских школ всем
необходимым, на помощь селу и особенно на сохранение 5000 сельских
малокомплектных школ, на ликвидации которых в настоящее время настаивает
Министерство образования и науки.
При этом Сергей Миронов высказал интересную мысль о том, каким образом
можно обеспечить такие школы высококвалифицированными кадрами. По его мнению,
отечественным законодателям стоит подумать над тем, чтобы дать возможность
выпускникам вузов, в которых в скором времени будут упразднены военные кафедры и
им придется на один год идти служить в армию, вместо этого отправиться на три
года учителями удаленных сельских школ.
Отвечая на вопрос одного из журналистов, что Председатель Совета Федерации
думает об укрупнении регионов, Сергей Михайлович начал свой ответ с
пословицы: “Не буди лихо, пока тихо”. При этом он пояснил, что, на его взгляд,
целесообразно объединение только тех регионов, где это принесет пользу
населению, каждой конкретной семье. Во всех прочих случаях, когда кому-то в силу
определенных амбиций хочется “порулить” более крупной территорией, чем раньше,
не считаясь с мнением и волей населения, этот административный зуд нужно
пресекать.
Отвечая на вопросы о Российской партии ЖИЗНИ, лидером которой
он является, Сергей Миронов изрядно удивил журналистов целым рядом цифр и
фактов. Оказывается, партия уже на сегодняшний день является третьей по
численности в стране и насчитывает в своих рядах более 101 тысячи членов. К
парламентским выборам 2007 года руководство РПЖ планирует подойти, имея в своих
рядах 250 тысяч партийцев, и преодолеть семипроцентную планку.
По просьбе собравшихся Сергей Миронов обозначил
социально-экономические приоритеты РПЖ на тот случай, если она станет
парламентской. В первую очередь они касаются кризисной демографической ситуации
в стране. В частности, руководство партии предлагает каждому новорожденному
россиянину класть на счет 300 тысяч рублей. Этими деньгами их владелец может
воспользоваться по своему усмотрению только по достижении 18-летнего возраста
при условии соблюдения законов. Мыслится и совершенно иная форма ипотеки, когда
молодая семья, родившая и воспитавшая троих детей, полностью освобождается от
уплаты за выделенную им квартиру.
…После встречи с журналистами Председатель Совета Федерации поехал на
прямой эфир в здание республиканского телевидения, где в течение 45 минут
выступал перед жителями Калмыкии и отвечал на их многочисленные вопросы,
задаваемые по телефону. Во второй половине дня Председатель Совета Федерации
завершил свой визит в Калмыкию и вылетел в Москву.
Валерий Журавлев, собб.корр. “Парламентской газеты” в
г.Элисте
Источник: ("Парламентская газета" (Москва).-05.10.2005.-№174.-с.1,2)