18 марта 2021
Государство снова с большим опозданием отреагировало на рост цен на заправках, хотя это один из важнейших факторов, который напрямую влияет на состояние экономики, на темпы инфляции, на бедность населения.
Отмечу, что в марте 2020 года Президент РФ В.В. Путин выражал недоумение тем, что бензин в стране дорожает в то время, как цены на нефть упали более чем вдвое.
Проблема в том, что финансово-экономический блок Правительства РФ этот абсурд считает величайшим достижением. Это предмет их особой гордости – так называемый демпфер: налоговый режим, который не допускает резких колебаний внутренних цен при изменениях мировой конъюнктуры. Бензин же для россиян в любом случае дорожает.
По данным Росстата бензин в рознице подорожал с декабря к началу марта на 1,9 % – это почти половина ожидаемой годовой инфляции. Биржевые цены выросли более чем на 20 %, а разница между стоимостью тонны АИ-92 в России и её экспортной ценой с декабря увеличилась в шесть раз – с 1,5 тысячи рублей до 9 тысяч рублей.
Наша партия изначально выступала против использования демпфера, который снижает рентабельность нефтепереработки и подталкивает цены к росту. К тому же этот механизм не приспособлен для оперативного реагирования. Только сейчас Правительство согласовало корректировку, которая вступит в силу 1 мая. И еще вопрос – сработает ли она. При этом нефтяники получат из бюджета компенсацию на 42 млрд рублей. В далеком прошлом жители городов так откупались от кочевников, чтобы те их не грабили. Сейчас государство, по сути, заплатит дань экспортерам, чтобы те перестали задирать внутренние цены. Проблема в том, что полагаться на нашу офшорную аристократию так же рискованно, как на средневековых разбойников.
Напомню, что в апреле прошлого года он предлагал вице-премьеру Александру Новаку отказаться от использования демпфера.
Но всё осталось по-старому. В результате очередной сбой в системе. Для сдерживания цен на бензин нужно резко увеличить экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты. Другого реального рычага влияния на рынок не существует. Нужно отказаться от порочного курса на обнуление вывозных ставок, пусть даже это идет вразрез с обязательствами перед ВТО. Здесь нужно решить – на кого мы работаем: на себя, или на дядю.
Полезные ссылки
- Запретительные меры ударяют по карманам автовладельцев
- Европа, провоцируя войну с РФ, наступает на старые грабли, но получит по лбу кувалдой
- Есть способ предотвратить рост цен на бензин
- Без отказа от либеральных догм в экономике бедность не победить
- В Послании Президента будут ставиться стратегические задачи в социальной сфере