4 октября 2005
Должен существовать государственный заказ на производство сельскохозяйственной продукции, что обеспечит нашей стране продовольственную безопасность.
На Большой Дмитровке прошло заседание Совета по аграрно-продовольственной политике при Председателе Совета Федерации.
Еще на первом заседании Совета, состоявшемся месяц назад, был представлен проект свежеиспеченного федерального закона “Об основах государственной аграрной политики” , который, по мнению сенаторов, должен принципиально по-новому установить отношения между государством и сельхозпроизводителями. Уже сегодня становится ясно, что судьба законопроекту уготована непростая, несмотря на то, что “домашнее задание” созданной внутри Совета рабочей группой по доработке первого варианта законопроекта было сделано прилежно.
Принципиальное отличие, которое, подчеркнул Сергей Миронов, заключалось в том, что ранее в разработке законодательных актов принимали участие в основном юристы и экономисты, и лишь теперь к законотворчеству допущены непосредственно те люди, которые работают на земле. Председатель Совета Федерации наметил два пути, по которому готова пойти палата, чтобы воплотить основные принципы законопроекта в жизнь: выдвижение закона в качестве законодательной инициативы и внести главные пункты, на которых настаивают сельхозпроизводители, в альтернативный законопроект в качестве поправок. Впрочем, Сергей Миронов признал, что пока многие положения больше носят декларативный характер. Поэтому обсуждаемый законопроект не является истиной в последней инстанции.
Для работы над законом были приглашены и коллеги из Государственной Думы. Так, Сергей Миронов поблагодарил председателя Комитета Госдумы по аграрным вопросам Геннадия Кулика за то, что он согласился принять участие в заседании Совета и выразил готовность работать вместе с сенаторами.
Один из инициаторов создания закона, представитель Аграрной партии России Геннадий Чуркин доложил об основных принципах законопроекта, который состоит из 12 глав и 61 статьи. Среди прочего основными достижениями нового законопроекта он назвал бережное отношение к земле, восстановление земельного фонда, исключение искусственного банкротства, освобождение производителя сельскохозяйственной продукции от чиновного беспредела и непосильного налогового бремени. А главное – выстраивание новых отношений между государством и российским крестьянством. Кроме этого, предлагаемый законопроект предусматривает выделение 10 процентов бюджета на развитие российского АПК.
Также, по мнению разработчиков, должен существовать государственный заказ на производство сельскохозяйственной продукции, что обеспечит нашему государству продовольственную безопасность. В противном случае производители попадают в зависимость от перекупщиков, которые имеют возможность сбивать цены и получать сверхприбыли.
“Нигде в мире цены за тонну зерна не опускаются ниже 1200 долларов, – заметил Геннадий Чуркин, – и только российское зерно продается по недопустимо низкой цене – 1000 долларов”. Такая позиция государства, по его мнению, приводит к тому, что более 30 миллионов гектаров в России уже пустует. У людей нет желания вкладывать деньги в землю. Особо докладчик остановился на скачкообразном повышении цен на ГСМ. По его мнению, цены на сельхозпродукцию должны быть эквивалентны ценам на бензин.
Новый закон должен стать барьером на пути дешевого и некачественного импорта сельхозпродукции. По мнению его авторов, в России должен сформироваться рынок сельхозпродукции, которого в настоящее время не существует. Например, на сельскохозяйственной бирже. Кроме этого, документ должен учитывать не только интересы сельхозпроизводителей, но и всех участников процесса, включая переработчиков продукции.
Однако такое представление законопроекта не вызвало одобрения со стороны Геннадия Кулика. Он обратился к Сергею Миронову с рядом замечаний, призвав Председателя Совета Федерации еще раз критически отнестись к тексту закона. По его словам, некоторые статьи не только не улучшат положения российского крестьянина, но и могут серьезно навредить. Помимо прочего глава аграриев Государственной Думы заметил, что многие статьи носят чисто декларативный характер. Он подверг сомнению и целесообразность создания сельскохозяйственной биржи, а также обратил внимание коллег-законодателей на то, что в законе отсутствует инструментарий его исполнения. Сама идея правильная, заметил Геннадий Кулик, но ее нужно привести в соответствие с мировой практикой, а многие пункты прописать более четко. “Главное – чтобы пустого закона не получилось” , – заметил депутат. И подчеркнул: “В законопроекте есть вполне конкретная деталь, а именно – выделение 10 процентов бюджета на АПК. Но и эта конкретика – весьма эфемерна. Почему именно 10 процентов, а не 5, не 6 или 7? Кто конкретно проводил расчеты о целесообразности выделения именно такого процента?”
Впрочем критическая речь депутата не нашла отклика среди присутствующих. Так, председатель Аграрной партии России Василий Стародубцев заметил, что обсуждаемый закон нужен был еще вчера, поскольку нынешнее положение отечественного АПК критическое. “Удар нанесен уже в этом году, – заметил Василий Стародубцев, – ведь сегодня за 1 тонну солярки нужно отдать 8 тонн зерна, такого нет нигде. Хотелось бы возразить Геннадию Кулику: 10 процентов – это суть и соль этого закона. Нам будет мало и 40 процентов”. Он также привел примеры, как поддерживают своих производителей в других странах. Так, Белоруссия выделяет 20 процентов бюджета на сельское хозяйство, Украина – 10 процентов, а Европейский союз – 40. Также Василий Стародубцев заметил, что даже срочные меры по исправлению положения в российском АПК были сделаны весьма усеченными. Например, зерновые интервенции, сделанные государством, недостаточны, а деньги от них все равно рано или поздно достанутся трейдерам. Аграрий поблагодарил сенаторов за внимание к проблемам сельского хозяйства и призвал их активизировать работу над законопроектом.
Другие выступающие также теперь обращались в основном к Геннадию Кулику, который выступил оппонентом Совету. Так, представитель крупного хозяйства Кемеровской области Валентина Посковикова заметила, что сегодня чем выше цены на ГСМ, тем ниже на сельскохозяйственную продукцию. Она в категоричной форме не согласилась с депутатом, что закон “пустой”. Она заметила, что сегодня необходимы и регулирующий орган, и государственный заказ. По ее словам, для крестьянина не важно, кто будет регулировать процесс, главное – чтобы деньги дошли до сельхозпроизводителя. С ней согласилась и представитель сельхозпроизводителей Вера Цаплина, призвавшая депутата приехать к ней в хозяйство, где есть и кадры, и желание работать на земле, но все дело в том, что люди уже не верят ни исполнительной, ни законодательной власти. А если и этот закон, который был инициирован “снизу” , будет “замылен” , то это может серьезно отразиться на авторитете власти… В итоге решили активизировать работу над документом с учетом высказанных замечаний. Единственно, в чем сошлись все участники разговора, – судьба закона будет непростой. Впрочем, что также было совершенно очевидно, российский АПК находится сегодня в тяжелейшем положении и любые препоны на пути принятия нового закона “Об основах государственной аграрной политики” лишь ухудшают его.
Александр Ржешевский
Источник: ("Парламентская газета" (Москва).-04.10.2005.-№173.-с.2)