1 марта 2005
Проблемы российских оборонщиков, долгое время предоставленных самим себе, похоже, начинают волновать высшие эшелоны государственной власти. Лозунг «Рынок все решит сам!» не оправдал себя хотя бы потому, что внутренний рынок вследствие обвального сокращения государственного оборонного заказа (ГОЗ) в середине 1990-х гг. фактически перестал существовать, а к выходу на внешний рынок мало кто оказался готов. Вооружение и военная техника (ВиВТ) — это не товары повседневного пользования, да и продавать их всем желающим странам слишком опасно с точки зрения сохранения режима военного баланса в тех или иных регионах.
Внешний рынок ВиВТ всегда и везде курируется и регулируется многими внешнеполитическими ведомствами.
Говорить о том, что он, как правило, поделен и наших оружейников на нем не ждут даже с конкурентоспособными продуктами, слишком банально.
Результат известен — российский оборонно-промышленный комплекс превратился из гордости государства и нации в головную боль у власть предержащих и нищету для занятых в нем.
Отток кадров и утрата ключевых технологий уже стали угрожать национальной безопасности России. Сейчас проблемами ОПК занялись вновь, в том числе и депутаты. Не пытаясь охватить все аспекты, остановимся на законодательном обеспечении деятельности оборонных предприятий.
Для его анализа по инициативе Председателя Совета Федерации Государственной думы РФ СМ. Миронова был образован Экспертный совет, в который вошли представители восьми отраслей промышленности, банковских структур, вузов, юристы и депутаты верхней палаты российского парламента. Авиационную промышленность в этом совете представили Генеральный директор АХК «Сухой» М.А.Погосян, Генеральный директор ОАО «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование» д.э.н. С.Д.Бодрунов, директор ВИАМ член-корреспондент РАН Е.Н. Каблов. Всего в настоящее время экспертный совет насчитывает 36 членов.
Тематика очередного заседания, прошедшего в конце февраля, касалась в основном проблем авиационной промышленности. Председатель Экспертного совета СМ. Миронов выразил точку зрения, что проведение военной реформы в России настоятельно требует появления закона о Государственной политике в подходах к развитию оборонного комплекса.
Более того, как подчеркнул спикер Совета Федерации, практика показала острую необходимость специального регулирования рыночных отношений в контексте производства и закупок ВиВТ, для чего целесообразно сформировать государственную структуру с соответствую щи ми полномочиями. Одним из недостатков существующей ситуации С.М.Миронов назвал отсутствие системно-стратегического мышления в системе исполнительной власти, вынуждающее Правительство РФ работать зачастую в режиме пожарной команды, руководствуясь при этом не правовыми нормами, а интуицией и соображениями сиюминутной выгоды. Поводом для такого резкого заявления стал подготовленный Советом Федерации доклад о состоянии российского законодательства. Помимо фиксирования ситуации как весьма непростой, доклад включил в себя и рекомендации на перспективу.
Фактическое состояние дел в оборонно-промышленном комплексе России никто лучше директора департамента ОПК Минпромэнерго Ю.Н.Коптева не знает. Согласно данным, приведенным им, в ОПК России сегодня заняты более 1200 тыс. человек. При этом загрузка мощностей составляет всего 33%,основные фонды не обновлялись свыше 15 лет, а износ машин и оборудования достиг 71%. Для сравнения — в высокотехнологичных отраслях на Западе срок полной амортизации оборудования не превышает семи лет, а у нас оно и спустя 17 лет рассматривается как вполне пригодное только потому, что другого нет и при существующем положении вещей не предвидится.
По мнению Ю.Н.Коптева, хуже всего обстоят дела в сфере специальной химии и боеприпасной отрасли. Немногим лучше (читай — тоже очень плохо) и с конструкционными материалами — утеряны технологии производства 36 материалов, использовавшихся еще в советское время, по многим другим полностью исчерпаны запасы, и возобновление их под большим вопросом. По экономическим причинам зачастую выпуск минимальной партии, такой, как, например, плавка в спецпечи, не может быть восстребован в полном объеме из-за малого потребления.
Очень сложна ситуация с современной элементной базой в радиоэлектронике. Несмотря на изобилие зарубежных изделий аналогичного назначения, импорт их для производства ВиВТ, предназначенного для внутреннего рынка, недопустим.
Показатели деятельности авиационной, космической и судостроительной промышленности России примерно в два раза хуже западных, однако, по мнению Ю.Н. Коптева, в последние четыре года темп роста составлял в среднем 112%.
«Сегодня уже не будет того, что 80% загрузки оборонных отраслей составлял военный заказ, кормивший 4800 тыс. человек. ОПК настоятельно требует диверсификации продуктового ряда» — считает Ю.Н.Коптев.
В настоящее время для реализации Государственной программы вооружений определены 166 типов ВиВТ (из них — 131 новый, 35 — модернизируемые), создание и выпуск которых разложены на девять направлений — кадровые, финансовые, научные и т.п. Реализация этой программы должна вывести ОПК на новый уровень, поскольку уже сегодня заметно сократилась избыточность мощностей (вместо 1600 в сфере ОПК осталось 1112 предприятий). Но и этого много — всего должно остаться 800, которые будут интегрированы в 40 «горизонтальных» структур, специализированных по типам ВиВТ и выпускаемых продуктов.
В настоящее время в РФ создано 14 интегрированных структур, но вопрос здесь не в количестве и не в темпах — реформирование промышленности должно идти под конкретные задачи, для чего Министерство промышленности и энергетики готовит к июню 2005 г. специальный доклад Правительству РФ, определяющий роль и место ОПК в системе народного хозяйства, науки и национальной безопасности России.
При благоприятном сценарии развития событий к 2015 г. доля российского ВиВТ на мировом рынке должна составить более 20%. Но для этого надо преодолеть несовершенство многих законов.
Испытывая острую потребность в иностранных инвестициях, ОПК тем не менее не может получать их в силу того, что законом допускается участие иностранного капитала в акционерных обществах, производящих продукцию военного назначения более чем в объеме 25% плюс 1 акция. Кроме того, иностранным акционерам нельзя участвовать в управлении такими предприятиями. На таких условиях ожидать мощных финансовых потоков из-за рубежа не приходится.
Эта проблема близко смыкается с развитием частно-государственного партнерства в ОПК, на которой остановился в своем выступлении на заседании Экспертной комиссии Генеральный директор ОАО «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование» д.э.н. С.Д.Бодрунов. Он, в частности, сказал: «Необходима реальная перестройка авиационной промышленности, приведение ее структуры, в соответствии с мировыми тенденциями, в состояние, позволяющее ей восстановить статус эффективного реципиента вкладываемых в нее материальных, интеллектуальных и иных ресурсов и эффективного продуцента перспективных базовых технологий, интеллектуальных заделов и наработок, специальной продукции».
По мнению С.Д.Бодрунова, реализуемая сейчас программа реформирования оборонно-промышленного комплекса в какой-то мере отражает пути решения этой задачи, поскольку содержит принципиальные решения о концентрации научных и производственных мощностей и формировании в ОПК и в авиапромышленности как его неотъемлемой части, крупных научно-производственных холдингов. Механизм их формирования позволяет, с одной стороны, обеспечить необходимый уровень государственного контроля, с другой стороны, вовлечь в процесс интеграции частный капитал. Преимущества такого подхода к реструктуризации оборонной промышленности подтверждены практикой, поскольку большинство сформированных пять-шесть лет назад холдингов существенно повысили за прошедшие годы основные показатели своей деятельности.
Корпорация «Аэрокосмическое оборудование», контрольный пакет которой принадлежит государству, увеличила суммарный объем продаж за пять лет с 50 до почти 600 млн долл. в год, что позволило ей, войдя в первую тройку крупнейших компаний нашего ОПК, инвестировать значительные средства (до 10% от объемов продаж) в ОКР и в модернизацию производства.
Вместе с тем структурная перестройка по убеждению С.Д. Бодрунова — это лишь одна часть проблемы. За прошедшие кризисные годы многие предприятия авиационной промышленности значительно отстали в технологическом плане и не способны к производству новой высокотехнологичной продукции, предлагаемой разработчиками.
Степень физического износа оборудования на предприятиях авиационной промышленности соответствует среднему показателю по всему ОПК, саыше 80% станочного парка отрасли эксплуатируются свыше 20 лет. Такая ситуация препятствует внедрению новой техники в серийное производство, и необходимо изыскать ресурсы и создать организационные механизмы для проведения скорейшей технологической модернизации отрасли.
Для достижения целей, поставленных в проекте «Стратегии развития авиапрома на период до 2015 года», на технологическое совершенствование отрасли необходимо по официальным оценкам в общей сложности порядка 0,5 – 0,6 млрд. долл. бюджетных средств в год и примерно столько же — собственных средств предприятий и инвесторов. Однако для вложения второй «составляющей» нужньимеры по реализации государством поддерживающей промышленной политики. Под этим следует понимать отмену или снижение пошлин на ввозимое технологическое оборудование; временное освобождение формирующихся холдингов от налога на прибыль, идущую на модернизацию производства и опытно-конструкторские работы; пересмотр и сокращение заданий по содержанию мобилизационных мощностей в отношении устаревших образцов ВиВТ; и, наконец, получение льготных государственных кредитов производителями авиационной техники и их смежниками для строительства экспортируемых по межправительственным соглашениям изделий.
С.Д.Бодрунов убежден, что в контексте модернизации авиационной промышленности речь идет о вопросах, являющихся предметом национальной безопасности и технологической независимости страны.
Мощный импульс развитию ОПК, по мнению С.Д.Бодрунова, придаст формирование частно-государственного партнерства. Само возникновение этого вопроса свидетельствует о том, что бизнес-сообщество видит большую перспективу в высокопередельных отраслях, однако для воплощения в жизнь необходим комплекс законодательных актов, которые, во-первых, откроют доступ частным инвестициям в перспективные оборонные программы, а во-вторых, защитят частные инвестиции в ОПКП.
На заседании Экспертного совета была поднята проблема здравого государственного протекционизма. На фоне того, что компания «Эрбас» под проект нового лайнера А350 получила льготный кредит в 1 млрд евро, в российском ОПК были обанкрочены 425 предприятий, в результате чего оголился ряд направлений. Минпромэнерго было вынуждено обратиться в Правительство РФ с предложением о законодательной инициативе в отношении запрета на банкротство стратегически важных предприятий.
Очень тревожна ситуация с воспроизводством кадров для ВПК и их закреплением на предприятиях оборонного профиля. Ректор «Военмеха» О.С.Игнатов считает необходимым пересмотреть нормы загрузки преподавателей на оборонных кафедрах вузов. Вроде бы тема не высшего уровня, но в ней, как в капле воды, сфокусировались все беды некогда престижных вузов (их общее число — 41). Из-за недостатка студентов снижается реальная нагрузка преподавателей, а с ней — и их заработная плата и исчезает мотивация к работе на таких кафедрах.
Студенты не идут учиться по оборонным специальностям потому, что даже в Москве средняя зарплата на предприятиях ОПК не превышает 14 тыс. руб. Понятно, что новоиспеченным инженерам платят минимум в два раза меньше от этого среднего. Единственным стимулом для молодых специалистов мужского пола долгое время была отсрочка от службы в армии. Во ФГУПах их в армию не брали, но процесс акционирования набрал силу, и молодежь стала уходить, поскольку в акционерных обществах отсрочки не предусмотрены. Налицо необходимость корректировки законодательства.
Начальник вооружений Российской армии генерал армии A.M.Московский считает, что до сего времени ОПК работал в рамках ГОЗ по договорам фактически советского образца, хотя механизмы их исполнения уже давно стали рыночными. Он предлагает выделить приоритеты, первым из которых является создание системы управления ОПК, поскольку сейчас нет органа исполнительной власти, имеющего распорядительные функции. Вторым приоритетным направлением A.M.Московский считает адаптацию ГОЗ к реалиям рыночного мира.
Член Экспертного совета В.В.Витебский остановился на качестве законов, допускающих ныне неоднозначное толкование и содержащие не раскрытые по смыслу термины. К таковым, в частности, относится «оборонное предприятие». Поскольку его все понимают по-разному, то по-разному подходят и к решению вопросов.
Руководитель крупнейшей в России авиастроительной компании — АХК «Сухой» — М.А. Погосян считает, что развитие в долгосрочной перспективе должно определять государство, как это имеет место во всем мире. В связи с этим следует уйти от формирования ГОЗ на один год и перейти к трехлетним контрактам, что более оперативно привлечет оборотные средства. Касаясь юридических вопросов, М.А. Погосян отметил, что привлечение внебюджетных средств в настоящее время не определено законом, в то время как это должно быть увязано с программами НИОКР. «Сегодня мы на базе серийной продукции строим глубокие модернизации по требованию заказчиков. Индия и Китай хотят участвовать с нами в создании новой техники и надо законодательно определить их статус!» — считает Генеральный директор АХК «Сухой».
Интересное резюме сделал после заседания Экспертного совета заместитель спикера верхней палаты Шакиров: «Оборонщики не воевали за свои права и из-за своей же дисциплинированности в результате остались вне правового поля!»
Ю.Н.Емелин, начальник управления аналитики, инвестиций и развития ОАО “Корпорация “Аэрокосмическое оборудование”
Источник: ("Мир авионики" (Санкт-Петербург, Москва).-2005.-№2.-с.14)