Правовое поле для российской оборонной промышленности: Экспертный совет при Председателе Совета Федерации анализирует законодательную базу деятельности ОПК

1 марта 2005

Проблемы российских оборон­щиков, долгое время предостав­ленных самим себе, похоже, на­чинают волновать высшие эшелоны государственной власти. Лозунг «Ры­нок все решит сам!» не оправдал себя хотя бы потому, что внутренний рынок вследствие обвального сокращения государственного оборонного заказа (ГОЗ) в середине 1990-х гг. фактичес­ки перестал существовать, а к выходу на внешний рынок мало кто оказался готов. Вооружение и военная техника (ВиВТ) — это не товары повседневно­го пользования, да и продавать их всем желающим странам слишком опасно с точки зрения сохранения ре­жима военного баланса в тех или иных регионах.


Внешний рынок ВиВТ всегда и везде курируется и регулируется многими внешнеполитическими ведомствами.


Говорить о том, что он, как правило, поделен и наших оружейников на нем не ждут даже с конкурентоспособны­ми продуктами, слишком банально.


Результат известен — российский оборонно-промышленный комплекс превратился из гордости государства и нации в головную боль у власть пре­держащих и нищету для занятых в нем.


Отток кадров и утрата ключевых тех­нологий уже стали угрожать нацио­нальной безопасности России. Сейчас проблемами ОПК занялись вновь, в том числе и депутаты. Не пытаясь охватить все аспекты, остановимся на законодательном обеспечении дея­тельности оборонных предприятий.


Для его анализа по инициативе Пред­седателя Совета Федерации Государ­ственной думы РФ СМ. Миронова был образован Экспертный совет, в кото­рый вошли представители восьми от­раслей промышленности, банковских структур, вузов, юристы и депутаты верхней палаты российского парламен­та. Авиационную промышленность в этом совете представили Генеральный директор АХК «Сухой» М.А.Погосян, Ге­неральный директор ОАО «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование» д.э.н. С.Д.Бодрунов, директор ВИАМ член-корреспондент РАН Е.Н. Каблов. Всего в настоящее время экспертный совет насчитывает 36 членов.


Тематика очередного заседания, прошедшего в конце февраля, каса­лась в основном проблем авиацион­ной промышленности. Председатель Экспертного совета СМ. Миронов вы­разил точку зрения, что проведение военной реформы в России настоя­тельно требует появления закона о Го­сударственной политике в подходах к развитию оборонного комплекса.


Более того, как подчеркнул спикер Со­вета Федерации, практика показала острую необходимость специального регулирования рыночных отношений в контексте производства и закупок ВиВТ, для чего целесообразно сфор­мировать государственную структуру с соответствую щи ми полномочиями. Одним из недостатков существую­щей ситуации С.М.Миронов назвал отсутствие системно-стратегического мышления в системе исполнительной власти, вынуждающее Правительство РФ работать зачастую в режиме по­жарной команды, руководствуясь при этом не правовыми нормами, а интуи­цией и соображениями сиюминутной выгоды. Поводом для такого резкого заявления стал подготовленный Сове­том Федерации доклад о состоянии российского законодательства. Поми­мо фиксирования ситуации как весь­ма непростой, доклад включил в себя и рекомендации на перспективу.


Фактическое состояние дел в обо­ронно-промышленном комплексе Рос­сии никто лучше директора департа­мента ОПК Минпромэнерго Ю.Н.Коп­тева не знает. Согласно данным, при­веденным им, в ОПК России сегодня заняты более 1200 тыс. человек. При этом загрузка мощностей составляет всего 33%,основные фонды не обнов­лялись свыше 15 лет, а износ машин и оборудования достиг 71%. Для срав­нения — в высокотехнологичных от­раслях на Западе срок полной аморти­зации оборудования не превышает се­ми лет, а у нас оно и спустя 17 лет рас­сматривается как вполне пригодное только потому, что другого нет и при существующем положении вещей не предвидится.


По мнению Ю.Н.Коптева, хуже все­го обстоят дела в сфере специальной химии и боеприпасной отрасли. Нем­ногим лучше (читай — тоже очень плохо) и с конструкционными матери­алами — утеряны технологии произ­водства 36 материалов, использовав­шихся еще в советское время, по мно­гим другим полностью исчерпаны за­пасы, и возобновление их под большим вопросом. По экономическим причинам зачастую выпуск минималь­ной партии, такой, как, например, плавка в спецпечи, не может быть восстребован в полном объеме из-за малого потребления.


Очень сложна ситуация с современ­ной элементной базой в радиоэлект­ронике. Несмотря на изобилие зару­бежных изделий аналогичного назна­чения, импорт их для производства ВиВТ, предназначенного для внутрен­него рынка, недопустим.


Показатели деятельности авиацион­ной, космической и судостроительной промышленности России примерно в два раза хуже западных, однако, по мнению Ю.Н. Коптева, в последние четыре года темп роста составлял в среднем 112%.


«Сегодня уже не будет того, что 80% загрузки оборонных отраслей состав­лял военный заказ, кормивший 4800 тыс. человек. ОПК настоятельно требует диверсификации продуктово­го ряда» — считает Ю.Н.Коптев.


В настоящее время для реализации Государственной программы вооруже­ний определены 166 типов ВиВТ (из них — 131 новый, 35 — модернизиру­емые), создание и выпуск которых раз­ложены на девять направлений — кад­ровые, финансовые, научные и т.п. Ре­ализация этой программы должна вы­вести ОПК на новый уровень, посколь­ку уже сегодня заметно сократилась избыточность мощностей (вместо 1600 в сфере ОПК осталось 1112 предприя­тий). Но и этого много — всего должно остаться 800, которые будут интегри­рованы в 40 «горизонтальных» струк­тур, специализированных по типам ВиВТ и выпускаемых продуктов.


В настоящее время в РФ создано 14 интегрированных структур, но вопрос здесь не в количестве и не в темпах — реформирование промышленности должно идти под конкретные задачи, для чего Министерство промышлен­ности и энергетики готовит к июню 2005 г. специальный доклад Прави­тельству РФ, определяющий роль и место ОПК в системе народного хозяй­ства, науки и национальной безопас­ности России.


При благоприятном сценарии раз­вития событий к 2015 г. доля российс­кого ВиВТ на мировом рынке должна составить более 20%. Но для этого на­до преодолеть несовершенство мно­гих законов.


Испытывая острую потребность в иностранных инвестициях, ОПК тем не менее не может получать их в силу того, что законом допускается участие иностранного капитала в акционер­ных обществах, производящих про­дукцию военного назначения более чем в объеме 25% плюс 1 акция. Кро­ме того, иностранным акционерам нельзя участвовать в управлении та­кими предприятиями. На таких усло­виях ожидать мощных финансовых потоков из-за рубежа не приходится.


Эта проблема близко смыкается с развитием частно-государственного партнерства в ОПК, на которой оста­новился в своем выступлении на засе­дании Экспертной комиссии Генераль­ный директор ОАО «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование» д.э.н. С.Д.Бодрунов. Он, в частности, сказал: «Необходима реальная пере­стройка авиационной промышленнос­ти, приведение ее структуры, в соотве­тствии с мировыми тенденциями, в состояние, позволяющее ей восста­новить статус эффективного реципи­ента вкладываемых в нее материаль­ных, интеллектуальных и иных ресур­сов и эффективного продуцента перс­пективных базовых технологий, ин­теллектуальных заделов и наработок, специальной продукции».


По мнению С.Д.Бодрунова, реали­зуемая сейчас программа реформиро­вания оборонно-промышленного комплекса в какой-то мере отражает пути решения этой задачи, поскольку содержит принципиальные решения о концентрации научных и производ­ственных мощностей и формировании в ОПК и в авиапромышленности как его неотъемлемой части, крупных научно-производственных холдингов. Механизм их формирования позволя­ет, с одной стороны, обеспечить необ­ходимый уровень государственного контроля, с другой стороны, вовлечь в процесс интеграции частный капи­тал. Преимущества такого подхода к реструктуризации оборонной про­мышленности подтверждены практи­кой, поскольку большинство сформированных пять-шесть лет назад хол­дингов существенно повысили за про­шедшие годы основные показатели своей деятельности.


Корпорация «Аэрокосмическое оборудование», контрольный пакет которой принадлежит государству, увеличила суммарный объем продаж за пять лет с 50 до почти 600 млн долл. в год, что позволило ей, войдя в первую тройку крупнейших компа­ний нашего ОПК, инвестировать зна­чительные средства (до 10% от объе­мов продаж) в ОКР и в модернизацию производства.


Вместе с тем структурная перестрой­ка по убеждению С.Д. Бодрунова — это лишь одна часть проблемы. За про­шедшие кризисные годы многие предприятия авиационной промыш­ленности значительно отстали в техно­логическом плане и не способны к производству новой высокотехноло­гичной продукции, предлагаемой раз­работчиками.


Степень физического износа обору­дования на предприятиях авиацион­ной промышленности соответствует среднему показателю по всему ОПК, саыше 80% станочного парка отрасли эксплуатируются свыше 20 лет. Такая ситуация препятствует внедрению но­вой техники в серийное производ­ство, и необходимо изыскать ресурсы и создать организационные механиз­мы для проведения скорейшей техно­логической модернизации отрасли.


Для достижения целей, поставлен­ных в проекте «Стратегии развития авиапрома на период до 2015 года», на технологическое совершенствование отрасли необходимо по официальным оценкам в общей сложности порядка 0,5 – 0,6 млрд. долл. бюджетных средств в год и примерно столько же — собственных средств предприятий и инвесторов. Однако для вложения вто­рой «составляющей» нужньимеры по реализации государством поддержива­ющей промышленной политики. Под этим следует понимать отмену или сни­жение пошлин на ввозимое технологи­ческое оборудование; временное освобождение формирующихся холдин­гов от налога на прибыль, идущую на модернизацию производства и опытно-конструкторские работы; перес­мотр и сокращение заданий по содер­жанию мобилизационных мощностей в отношении устаревших образцов ВиВТ; и, наконец, получение льготных государственных кредитов производи­телями авиационной техники и их смежниками для строительства экс­портируемых по межправительствен­ным соглашениям изделий.


С.Д.Бодрунов убежден, что в конте­ксте модернизации авиационной про­мышленности речь идет о вопросах, являющихся предметом националь­ной безопасности и технологической независимости страны.


Мощный импульс развитию ОПК, по мнению С.Д.Бодрунова, придаст фор­мирование частно-государственного партнерства. Само возникновение этого вопроса свидетельствует о том, что бизнес-сообщество видит боль­шую перспективу в высокопередель­ных отраслях, однако для воплощения в жизнь необходим комплекс законо­дательных актов, которые, во-первых, откроют доступ частным инвестициям в перспективные оборонные програм­мы, а во-вторых, защитят частные инвестиции в ОПКП.


На заседании Экспертного совета была поднята проблема здравого го­сударственного протекционизма. На фоне того, что компания «Эрбас» под проект нового лайнера А350 получила льготный кредит в 1 млрд евро, в рос­сийском ОПК были обанкрочены 425 предприятий, в результате чего ого­лился ряд направлений. Минпромэнерго было вынуждено обратиться в Правительство РФ с предложением о законодательной инициативе в от­ношении запрета на банкротство стратегически важных предприятий.


Очень тревожна ситуация с воспро­изводством кадров для ВПК и их зак­реплением на предприятиях оборон­ного профиля. Ректор «Военмеха» О.С.Игнатов считает необходимым пересмотреть нормы загрузки препо­давателей на оборонных кафедрах ву­зов. Вроде бы тема не высшего уров­ня, но в ней, как в капле воды, сфоку­сировались все беды некогда престижных вузов (их общее число — 41). Из-за недостатка студентов снижается реальная нагрузка преподавателей, а с ней — и их заработная плата и ис­чезает мотивация к работе на таких кафедрах.


Студенты не идут учиться по обо­ронным специальностям потому, что даже в Москве средняя зарплата на предприятиях ОПК не превышает 14 тыс. руб. Понятно, что новоиспе­ченным инженерам платят минимум в два раза меньше от этого среднего. Единственным стимулом для молодых специалистов мужского пола долгое время была отсрочка от службы в армии. Во ФГУПах их в армию не брали, но процесс акционирования набрал силу, и молодежь стала уходить, пос­кольку в акционерных обществах отс­рочки не предусмотрены. Налицо не­обходимость корректировки законо­дательства.


Начальник вооружений Российской армии генерал армии A.M.Московс­кий считает, что до сего времени ОПК работал в рамках ГОЗ по договорам фактически советского образца, хотя механизмы их исполнения уже давно стали рыночными. Он предлагает вы­делить приоритеты, первым из кото­рых является создание системы уп­равления ОПК, поскольку сейчас нет органа исполнительной власти, имею­щего распорядительные функции. Вторым приоритетным направлением A.M.Московский считает адаптацию ГОЗ к реалиям рыночного мира.


Член Экспертного совета В.В.Вите­бский остановился на качестве зако­нов, допускающих ныне неоднознач­ное толкование и содержащие не раскрытые по смыслу термины. К та­ковым, в частности, относится «обо­ронное предприятие». Поскольку его все понимают по-разному, то по-раз­ному подходят и к решению вопросов.


Руководитель крупнейшей в России авиастроительной компании — АХК «Сухой» — М.А. Погосян считает, что развитие в долгосрочной перспективе должно определять государство, как это имеет место во всем мире. В связи с этим следует уйти от формирования ГОЗ на один год и перейти к трехлет­ним контрактам, что более оперативно привлечет оборотные средства. Каса­ясь юридических вопросов, М.А. По­госян отметил, что привлечение внебюджетных средств в настоящее вре­мя не определено законом, в то время как это должно быть увязано с прог­раммами НИОКР. «Сегодня мы на базе серийной продукции строим глубокие модернизации по требованию заказ­чиков. Индия и Китай хотят участво­вать с нами в создании новой техники и надо законодательно определить их статус!» — считает Генеральный директор АХК «Сухой».


Интересное резюме сделал после заседания Экспертного совета заместитель спикера верхней палаты Шакиров: «Оборонщики не воевали за свои права и из-за своей же дисциплинированности в результате остались вне правового поля!»


Ю.Н.Емелин, начальник управления аналитики, инвестиций и развития ОАО “Корпорация “Аэрокосмическое оборудование”


Источник: ("Мир авионики" (Санкт-Петербург, Москва).-2005.-№2.-с.14)