8 июня 2005
Сейчас в России существует много компаний, которые предлагают нашим гражданам работу за рубежом. Однако на практике зачастую наши соотечественники сталкиваются с явным, порой вопиющим обманом, когда их используют в качестве рабской рабочей силы, а женщин – даже в различного рода притонах. На сегодняшнем заседании Совет Федерации, в частности, рассмотрит поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях, усиливающих ответственность за незаконную деятельность по трудоустройству россиян за границей. О том, как законодательным путем отрегулировать возможные процессы, размышляют сенаторы.
***
Сергей МИРОНОВ, Председатель Совета Федерации
Я бы начал с того, что законы законами, а наши посольства и консульские службы должны больше внимания уделять нашим соотечественникам, которые по разным обстоятельствам сталкиваются за рубежом с разными ситуациями. Причем неважно, по какому делу наш человек находится за границей: бизнес это или отдых. А то ведь иногда доходит до того, что двери наших посольств и консульств закрыты на замок для наших же граждан. Правда, ситуация меняется потихонечку в лучшую сторону. Но нужно, чтобы наши мидовские работники более плотно работали в этом направлении. Что же касается самих граждан, то мы порой очень доверчивы, все нужно перепроверять и взвешивать более тщательно.
***
Валентина ПЕТРЕНКО, председатель Комитета по социальной политике
На мой взгляд, это двусторонний процесс. С одной стороны, мы должны создать четкие правила для фирм, которые занимаются трудоустройством наших граждан за рубежом. Посмотреть, есть ли у них лицензии, документы или контракты со странами, куда они направляют наших людей работать. При этом надо определить перечень обязательных документов, позволяющих заниматься такой деятельностью. Такие документы должны быть заверены органами внутренних дел, миграционной, пограничной службами, чтобы в случае нарушений прав нанимаемого человека были возможны обращение в суд и ликвидация такой фирмы. С другой стороны, нам нужно подумать, чтобы в международные акты внести поправки, которые бы касались трудового законодательства. Ведь, как правило, мы заключаем со странами двусторонние договоры. И в них надо предусматривать процедуры, которые бы не позволили нечистоплотным компаниям использовать труд людей в преступных целях… И чего греха таить, наши строительные компании тоже используют нелегальный труд наемных людей.
***
Виктор ДОБРОСОЦКИЙ, зампредседателя Комитета по экономической политике, предпринимательству и собственности
Я бы провел здесь аналогию со многими аферистскими строительными компаниями, которые собирают с граждан деньги, а потом оказывается, что эти люди не являются собственниками жилья. И это происходит у нас в стране, а не где-то за рубежом. Чтобы такую ситуацию исключить, пошли по пути регистрации контрактов. Как только появилась система регистрации – появилась защита. Ведь существует много нюансов, которых люди просто не знают. Потому, думаю, нам нужно идти по пути создания регистрационных органов, которые бы контролировали или проверяли правомерность работы таких рекрутинговых фирм, их международные договоренности с работодателями. Но и сами граждане не должны быть такими доверчивыми.
***
Сергей ИВАНОВ, первый зампредседателя Комиссии по взаимодействию со Счетной палатой
Конечно, нам нужно усиливать наше законодательство путем внесения поправок. Ведь под любым предлогом граждан выманивают из страны, а это порой просто работорговля. У них изымают все документы, и люди за границей оказываются абсолютно бесправными. Считаю, что фирмы, которые привлекают население для работы за рубежом, должны проходить регистрацию или лицензирование в министерстве или органах, под чью юрисдикцию подпадают все эти вопросы. И, конечно, надо вводить уголовную ответственность за подобные деяния. Ведь обманным путем обещают одно, а на деле выходит другое. Это фактически и мошенничество, и, как я уже сказал, работорговля. За это надо строго наказывать.
Ольга Стройнова
Источник: ("Парламентская газета" (Москва).-08.06.2005.-№101.-с.2)