Российским авиакомпаниям не хватает помощи государства

8 декабря 2020

Сергей Миронов провёл встречу в формате видеоконференции с президентом Шереметьевского Профсоюза Лётного Состава (ШПЛС) Игорем Дельдюжовым.

Председатель Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ поздравил Игоря Дельдюжова с Международным днём гражданской авиации, который отмечается 7 декабря, и предложил поговорить на тему условий труда и зарплат лётчиков и вторых пилотов, изменений в составе руководства компании “Аэрофлот” и состояния отрасли в целом.

Напомним, что ПАО “Аэрофлот” уже уведомил сотрудников лётного состава об изменении системы оплаты труда с 1 января 2021 года, исходя из которых командиры и вторые пилоты существенно потеряют в зарплатах.

Лидер профсоюза акцентировал внимание на теме свободы объединения профсоюзов и напомнил о том, что существует конвенция 87 Международного объединения труда о свободе объединения и защите права объединяться. Кроме того, право на объединение прописано в Конституции РФ. Тем не менее, с этим в стране существуют определенные сложности.

“Все работники в отделе кадров получают вместе с заявлением о поступлении на работу заявление о вступлении в профсоюз – первичную профсоюзную организацию ПАО “Аэрофлот”. Это ручная, искусственно созданная организация, которая контролируется работодателем, управляется им, из-за чего невозможно воплотить в жизнь реальное социальное партнёрство, прописанное в нашем Трудовом кодексе”, – пояснил он, добавив, что сейчас Шереметьевский профсоюз пытаются уничтожить. Например, не позволяют пилотам повышать квалификацию, пока те не выйдут из ШПЛС. Правда, все вышесказанное относится к прежнему руководству “Аэрофлота”, новое пока никак себя не проявило. В некоторых авиакомпаниях даже есть строчка в тексте договора о том, что если работник является членом какого-либо профсоюза, то он обязан об этом сообщить. Из-за чего возникают проблемы с тем, как защищать права членов профсоюза.

“Тяжело поднять работников на какие-то коллективные действия, потому что они запуганы. И получается, что у нас идёт переписка с надзорными органами: мы фиксируем нарушения трудового законодательства, обращаемся в инспекцию по труду или в прокуратуру. Надзорные органы, проведя проверку, дают предписания работодателю и выписывают небольшой штраф, размером в 30-50 тысяч рублей. Это никак не сказывается на результате борьбы. Они заплатили штраф, ещё больше разозлились на нас и продолжили нарушать закон”, – возмутился Игорь Дельдюжов, попросив политика обратить внимание на то, что надо лишать права занимать руководящие должности тех, кто неоднократно нарушал трудовое законодательство. Это было бы значительно эффективнее, чем крохотные штрафы.

Кроме того, лидер профсоюза сообщил, что продолжается вывод авиалайнеров SSJ-100 и “Боинг – 737” из состава компании “Аэрофлот”.

“В авиакомпании никаких обсуждений не проводилось, эту новость мы узнали из СМИ, когда генеральный директор ПАО “Аэрофлот” Виталий Савельев встретился с премьер-министром Михаилом Мишустиным и с Президентом РФ Владимиром Путиным и доложил им о такой структурной перестановке: программа называлась 30/30. Вот эти суперджеты отдаются в авиакомпанию “Россия”, а “Боинг-737” – в авиакомпанию “Победа”. Про персонал ничего не было сказано, а это 600-700 человек”, – сообщил он, предположив, что ведущей российской авиакомпании стоило бы поддержать российский самолет SSJ-100. Тем более, что летчики его хвалят, а в авиакомпании “Азимут” на таких самолетах много и часто летают. Сам Игорь Дельдюжов заподозрил, что кто-то очень влиятельный просто хочет убрать их с рынка авиаперевозок.

Третий вопрос связан с коронакризисом. В связи с тем, что в 2020 году международных перевозок стало на 90% меньше по сравнению с 2019 годом, а внутренних – на 65%, изменились условия труда у работников отрасли.

“Какие-то авиакомпании отправляют работников в отпуск за свой счет, какие-то – сокращают. Сейчас пришла информация о том, что порядка 40 пилотов сокращает авиакомпания “Победа”, которая собирается брать самолеты “Аэрофлота”, видимо, с летным составом. Сократит своих и возьмет аэрофлотовских? Вообще-то такое запрещено делать: сокращать своих и брать чужих”, – возмутился Игорь Дельдюжов, упомянув о том, что в “Аэрофлоте” с этим ситуация получше, хотя тоже были задолженности по отпускам и сокращения.

По его мнению, нашим авиакомпаниям не хватает помощи государства, поэтому можно было бы подумать над обнулением НДС на внутренние перевозки и над уменьшением стоимости авиатоплива, которое за границей стоит дешевле, хотя сделано из отечественного сырья. Также он предложил ввести мораторий на рост аэропортовых сборов.

Сергей Миронов согласился с тем, что речь идёт о серьёзных проблемах и выразил готовность оказать содействие в их решении.