Никакие задачи государство не должно решать за счёт образования, здравоохранения, пенсий и культуры

26 ноября 2020

Сергей Миронов выступил на пленарном заседании Государственной Думы ФС РФ с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам:

– Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.)!

Уважаемые коллеги!

Сегодня Государственная Дума примет бюджет на 2021 год и два последующих года. Фракция большинства привычно идет свой дорогой, не обращая внимание на мнение других.

В связи с этим, конечно, необходимо отметить, что нынешний бюджет формируется в очень непростой ситуации в очень непростое время. И мы отдаем себе в этом отчет.

Но в то же время обращает на себя внимание тот факт, что в бюджете лишь 95 млрд рублей берется из Фонда национального благосостояния. А мы с вами помним, нам неоднократно говорили, что сама идея этого фонда – это некая “кубышка” на “черный день”. Так и хочется спросить, а когда этот “черный день” наступит? Сегодня разве мало фактов, которые говорят, что у людей, действительно, “черный день”? Не пора ли большие суммы выделять на решение социальных проблем?

Более того, мы видим, что, к сожалению, идет значительное сокращение расходов на здравоохранение, и это в условиях пандемии! Мы считаем, что это недопустимо, необходимо, наоборот, увеличивать финансирование. При этим мы понимаем, что сегодня все здравоохранение сталкивается с очень серьезными проблемами. Конечно, сказывается та пресловутая оптимизация. Надеюсь, что само это слово применительно к здравоохранению раз и навсегда забудут, потому что это чуть не привело всю страну к катастрофе, мы должны обязательно об этом думать.

В доходах бюджета мы видим увеличение налоговой нагрузки на производителя и не видим повышения налоговой нагрузки на финансовых посредников, на крупный капитал. А такие вопросы нужно решать, это было бы правильно в нынешних условиях.

Мы продолжаем настаивать на отмене налога на добавленную стоимость для экспортеров нефти, на отмене так называемого налогового маневра для нефтегазовой отрасли, на обнулении или, по крайней мере, на резком снижении пошлин для экспорта наших товаров.

Все наши предложения были изложены в “Альтернативном бюджете” фракции “СР”. К сожалению, они не услышаны.

О других направлениях, которые необходимо было решать в бюджете. Конечно, мы никогда не согласимся с повышением пенсионного возраста. Мы считаем, что не было ни экономических, ни социальных, ни политических оснований для этого. Мы считаем, что в бюджете можно было бы как раз решать эти проблемы – проблемы наших пенсионеров. И, конечно, в обязательном порядке нужно было заложить деньги на индексацию пенсий работающих пенсионеров – их около 10 млн.

Антон Германович (Силуанов, Министр финансов РФ – Прим. ред.)! Никогда мы не согласимся с тем, что пенсия – это якобы компенсация за утраченный заработок! Это заработанные людьми деньги! Заработанные честным трудом в течение десятилетий! Благодаря всенародному голосованию по внесению поправок в Конституцию появилась норма об обязательной индексации пенсий не реже раза в год, где не говорится о разделении пенсионеров на работающих и не работающих. Все пенсии должны индексироваться!

И коль скоро сегодня в третьем чтении принимается бюджет, в этом зале сегодня идет сбор подписей под обращением в Конституционный суд. Мы уверены, что принятие бюджета без индексации пенсий работающим пенсионерам – прямое нарушение Конституции РФ. Мы уверены, что Конституционный суд свое слово скажет. Мы вынуждены это делать, чтобы восстановить справедливость!

Я говорил уже о нашем многострадальном здравоохранении. Нужно кардинально менять наши подходы – восстанавливать вертикаль Министерства здравоохранения. Когда министр разводит руками и говорит, что он не может регулировать те процессы, которые идут в регионах, потому что там самостоятельные подразделения здравоохранения, – это абсолютно неправильно! Мы убеждены, что в этом нужно наводить порядок и создавать единую жесткую вертикаль.

Теперь хотел бы сказать о нашем многострадальном образовании. Мы с Геннадием Андреевичем (Зюганов, руководитель фракции КПРФ – Прим. ред.) не сговариваясь затрагиваем эту тему, он начал с этого. Проблемы материальные, проблемы социальные – они очень важны при рассмотрении бюджета. Но сегодня происходят очень опасные вещи в нашем образовании. Вроде бы разумный законопроект, который вводит порядок дистанционного образования, разделяет полномочия Министерства просвещения и Министерства высшей школы и науки, но люди напряглись. И правильно делают, ведь происходят ужасные вещи. 75% родителей – категорические противники любого дистанционного образования, которое губительно. И так в результате ЕГЭ у нас идет оболванивание.

Родители увидели на первой волне пандемии, что у детей страдает здоровье, идет не полноценное образование. Пришла вторая волна – они опять видят согбенные спины своих детей и понимают весь ужас, потому что толком никакого обучения не происходит. На эти проблемы нужно смотреть самым серьезным образом.

Сейчас пытаются под видом того, что дистанционное образование – временная мера, сделать его нормой. Но родительскую общественность не обманешь, там прекрасно понимают, что пандемия просто проявила то, что было задумано еще в 2010 году, когда появился форсайт “Образование 2030”, где все это было прописано и прямым текстом говорилось, что учитель не нужен, его заменит искусственный интеллект. И учебники не нужны – полный переход на дистанционное образование. Послушайте, так мы все угробим!

Министерство просвещения в декабре прошлого года издает приказ № 649, в нем говорится о ЦОСе (аббревиатура, к которой нам придется привыкать – цифровая образовательная среда, – к этому ужасу, как и ЕГЭ). А в этом году выходят рекомендации, обратите внимание, рекомендации Министерства просвещения РФ! Мы сегодня будем принимать поправки в Семейный кодекс, заботясь о нашем суверенитете. А в рекомендациях Министерства просвещения – прямая отсылка к рекомендациям Всемирного банка!

Я хочу обратиться к господам из Министерства просвещения. Вы что делаете? Вы хотите загубить, задушить все наше образование? Это то, что составляет будущее нашей страны!

Здесь нужно быть бдительными, и я призываю всех внимательнейшим образом прислушиваться к мнению родительской общественности, к педагогам.

Коль скоро я об этом говорю, бедные наши педагоги! Я увидел документ того же Министерства просвещения. Это 30-страничный документ, который обязывает каждого учителя готовить и проводить правильно всероссийские проверочные работы (ВПР). По моей оценке, от 30 до 40 часов каждый учитель будет тратить на эту ерунду, на эту бюрократическую никому не нужную ахинею вместо того, чтобы учить наших детей. Кто это делает? С одной стороны, все говорят, что велика бюрократическая нагрузка на наших учителей, а Министерство просвещения сваливает на педагогов такую инструкцию. Пожалейте учителей! Им сейчас очень тяжело.

И несколько слов, уважаемые коллеги, я хочу сказать об экологии. О провале мусорной реформы много раз говорила наша партия, повторяться не буду. Меня очень волнуют сообщения с мест о чистоте воздуха. Такие города, как Челябинск, Чита, Улан-Удэ, Красноярск, Кемерово – там просто ужас творится. В то же время мы помним, что 440 млрд рублей внебюджетных денег выделялись на программу “Чистый воздух”, которая, по сути, провалена. Этих денег никто не дождется. Здесь внимательнейшим образом нужно смотреть на то, что происходит с экологической проблемой. Люди бьют в набат, так как понимают, что грязный воздух – это заболевания, это сокращение жизни и болезни детей. Нужно самым серьезным образом на это реагировать.

Уважаемые коллеги! У нас сегодня, действительно, не самые простые времена. Мы видим, что кризис экономический в связи с пандемией переживает весь мир и наша страна в том числе. Мы видим, как на наших глазах трансформируются устои, привычные, казалось бы, устои. И мир становится другим. В связи с этим, хочу сказать, что мы не имеем права забывать, что при решении любых задач проблемы нельзя решать за счет человека, нельзя бить по человеку, нельзя бить по самому главному – по образованию и здравоохранению, по пенсионному обеспечению, по нашей культуре. Нам это не простят наши потомки, если мы не сделаем правильные выводы.

Спасибо за внимание.