28 февраля 2005
За поправками закона не видно
Мониторинг законодательства в России – это новое направление в деятельности палаты, отметил Председатель Совета Федерации Сергей Миронов, выступая на 146-м пленарном заседании СФ. Он подверг резкой критике российское Правительство.
По словам Сергея Миронова, сегодня сложилась ненормальная ситуация, когда среди субъектов законодательной инициативы превалирует Правительство. По данным проведенного мониторинга, из 65 законов, принятых за последний год, всего три инициировано Советом Федерации и два – региональными законодателями. При этом, по мнению главы СФ, кабинет; используя свое влияние, продавливает заведомо нежизнеспособные законы. Хорошо еще, что часть из них дорабатывается, заметил он, но при этом законодательство запутывается. Безусловно, Правительство обоснованно наделено правом законодательной инициативы, однако при двух палатах парламента, по мнению Сергея Миронова, такая его активность чрезмерна. Так, отметил Сергей Миронов, например, Налоговый кодекс за 6 лет своего существования сменил 82 редакции и в среднем изменялся более одного раза в месяц. При этом четыре его редакции не действовали ни дня. Это та ситуация, подчеркнул Председатель СФ, о которой говорил Президент Владимир Путин еще в 2003 году в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию. Почти так же менялся и Бюджетный кодекс, который в угоду Правительству верстался под планируемый бюджет.
В итоге складывается ситуация, схожая с кризисом 90-х годов, заметил глава палаты, но с тех пор прошло немало времени, демократическое общество сформировалось, а “телега по-прежнему становится впереди лошади”. Парламент, по мнению Сергея Миронова, работает профессионально и ответственно, а Правительство продолжает действовать “в кризисном режиме”, как и в 90-е. В результате такой работы, по мнению Председателя Совета Федерации, часть законов принимается “с рядом условий”. Под напором доводов Правительства о необходимости немедленного принятия того или иного законопроекта он принимается с условием последующего внесения в него тех или иных поправок. Но такие изменения вносятся далеко не всегда, к тому же не всегда своевременно. По словам Сергея Миронова, необходимо жить планово. А сейчас большинство принимаемых парламентом законов как раз и составляют поправки действующего законодательства. И здесь уже нормой стала небрежность. “Эти аргументы мы неоднократно слышим и в верхней палате”, – заметил Сергей Миронов. Впрочем, он не стал снимать ответственность за такое положение дел и с себя.
Выступившие в дискуссии сенаторы полностью поддержали тезисы, высказанные Сергеем Мироновым. Заместитель председателя международного комитета Василий Лихачев вспомнил в этой связи пресловутый 122-й закон, заметив, что если бы его предварительно обсудили, причем с учетом международного права, то пробелов в его реализации не было бы. В свою очередь представитель Красноярской области Вячеслав Новиков осудил практику принятия законов сразу в трех чтениях. Сенатор от Карелии Виктор Степанов призвал коллег выделять больше средств на привлечение специалистов к подготовке ежегодных докладов по мониторингу законодательства. К слову, чтобы вновь не попасть впросак, он попросил коллег пристальнее посмотреть закон о местном самоуправлении, который, по его мнению, требует дополнительного анализа. А представитель администрации Корякского АО Виктор Орлов поддержал предложение создать специальный институт при Президенте страны по исследованию российского законодательства и аналитический центр при парламенте.
Кстати, на заседании выступил и министр юстиции Юрий Чайка. Он приветствовал совершенствование законотворческой работы, которая, по его словам, должна быть хорошо организована и проходить под контролем соответствующего органа. С ним согласился и заместитель председателя Конституционного суда Владимир Стрекозов. А вот заместитель генерального прокурора Владимир Колесников особо отметил проблему ответственности за принимаемые законы и необходимость создания специальной программы по развитию российского законодательства.
В итоге Сергей Миронов предложил принять за основу постановление “О докладе Совета Федерации ФС РФ 2004 года “О состоянии законодательства в Российской Федерации”. Было принято решение в течение недели внести поправки, обобщить их и на следующем заседании принять постановление в целом.
***
Законотворчество и парламентская дисциплина
Заседание Совета Федерации началось с резкого выступления первого зампредседателя Комитета по конституционному законодательству Валерия Федорова. Напомнив о принятом в конце прошлого года “праздничном” законе и об обещании, что оплата за десятидневные новогодние каникулы должна осуществляться в полном объеме, вологодский представитель заявил, что эта норма в регионах не исполняется. Потому Валерий Федоров внес предложение поручить социальным комитетам Совета Федерации и Госдумы провести мониторинг закона и об итогах доложить парламентариям.
После такой “разминки” палата перешла непосредственно к законотворческой деятельности. Впрочем, тут же Председатель СФ Сергей Миронов вынужден был прервать ход заседания и настоятельно попросить отсутствующих коллег прийти на рабочие места. В повестке дня значился федеральный конституционный закон с поправками в федеральные конституционные законы “О Государственном флаге РФ” и “О чрезвычайном положении”, связанные с мерами по совершенствованию госуправления в сфере защиты Государственной границы России. А для рассмотрения таких конституционных актов необходим кворум в 134 человека. При этом глава палаты даже зачитал фамилии отсутствующих сенаторов. Причем, перечисляя “прогульщиков”, Сергей Миронов резко заметил, что сенатора от администрации Ненецкого автономного округа Александра Сабадаша вообще никто никогда не видел в зале. “Коллеги, у нас расшаталась дисциплина”, – возмутился руководитель палаты.
Пока отсутствующие собирались в зале, палата занялась другими законами. В частности, были приняты изменения в статьи 17 и 18 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” и многострадальный закон “Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе”.
Также без возражений сенаторы одобрили и поправки в Закон “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”, которые представил председатель Комитета по аграрно-продовольственной политике Геннадий Горбунов. Он, в частности, отметил, что эти изменения касаются продления срока для приведения договоров аренды земельных долей в соответствие с требованием законодательства. И напомнил, что закон вернулся в Совет Федерации после согласительных процедур и повторного принятия Госдумой… Гладко прошли через палату и изменения в статью 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по которым органы госвласти смогут принимать соответствующие меры к тем собственникам, которые не используют земельные участки по назначению.
Однако, несмотря на установившийся плавный ход заседания, Сергей Миронов вновь был вынужден вернуться к вопросу о кворуме. И в очередной раз резко потребовал от всех отсутствующих “немедленно вернуться из курилки и приступить к работе”. Вторичное предупреждение, судя по последовавшему чуть позже голосованию, подействовало. Впрочем, когда Председатель СФ вновь провел регистрацию, то результат опять оказался на грани допустимого – 135 человек. В связи с этим он предупредил коллег, что в случае отсутствия кворума никакого переголосования не будет, а перенесет заседание на 17.00 в субботу. И к этому времени вызовет из зарубежных командировок всех членов Совета Федерации. Впрочем, таких радикальных мер не понадобилось. И в результате за конституционные поправки в ФКЗ “О Государственном флаге РФ” и “О чрезвычайном положении” проголосовали 137 сенаторов.
Подготовили Александр РЖЕШЕВСКИЙ, Ольга СТРОЙНОВА
Источник: ("Парламентская газета" (Москва).-28.02.2005.-№035.-с.1-2)