Реформа зарплаты - первостепенная рыночная мера

18 февраля 2005


На Большой Дмитровке продолжается активная работа над Социальной стратегией России. На последнем заседании Координационного совета по соцстратегии при Председателе Совета Федерации вновь обсуждалась ее концепция.


Предполагается, отметил Сергей Миронов, открывая совещание, что среди главных задач координационного совета будет и комплексный анализ проводимых в стране реформ социальной сферы. А также – подготовка предложений по совершенствованию законодательства по социальной защите граждан и устранению противоречий между федеральным Центром и регионами. Конечной же целью должно стать устранение диспропорций в социально-экономическом развитии субъектов Федерации.


В свою очередь, говоря о приоритетности стоящих перед Правительством задач, главные направления обозначили ученые. Это прежде всего реформа оплаты труда во всех секторах экономики. Так, член-корреспондент РАН Василий Жуков подробно рассказал о результатах социологического опроса по “социальному самочувствию” населения, проведенного в Московской, Томской областях и Краснодарском крае. Низкий уровень жизни, нехватка денег на оплату коммунальных услуг, еду, обучение детей – вот далеко не полный перечень наиболее актуальных для россиян проблем. Например, ростом квартплаты, по данным социологов, обеспокоено 76, 4 процента участников опроса, а причиной неудовлетворительного социального самочувствия 53 процентов россиян была названа бедность… Полные результаты этого социсследования ученые передали Председателю Совета Федерации. “Если у нас рыночная экономика, то реформа зарплаты и есть первая рыночная мера, потом уже все остальное”, – подчеркнул академик Дмитрий Львов.


Также, по мнению ученых, в России необходимо изменить систему и качество государственного администрирования. Например, федеральный бюджет должен строиться исходя из определенных государством приоритетных целей на предстоящий год. Когда ни в коем случае нельзя во главу угла ставить прогноз доходной части, урезая все социально-экономические расходы. Программы и реформы можно реализовывать только после проведения всестороннего анализа их последствий, отметили участники дискуссии. Кстати, был высказан ряд конкретных претензий к кабинету министров, не продумавшему все нюансы монетизации льгот, в частности по лекарственному обеспечению и транспортным услугам. Причем ученые отметили и довольно сомнительный моральный аспект монетизации, особенно в канун 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. По мнению Дмитрия Львова, только некомпетентностью Правительства и объясняется проведение монетизации раньше таких налоговых изменений, как отказ от плоской шкалы налогов, повышение земельного налога для владельцев роскошных дач и т.д. “Мы сидим на деньгах, – недоумевал относительно стратегии реформ известный академик. – Так почему же в первую очередь ухудшаем положение бедных граждан?”


Работа Координационного совета по выработке Концепции социальной политики, подвела итоги совещания председатель Комитета СФ по социальной политике Валентина Петренко, должна начаться с анализа ситуации. “Мы должны знать, что у нас есть, чего мы хотим достичь и что надо для этого сделать, – отметила она. – Также необходимо понять, какие могут быть последствия, ведь сегодня социальная экспертиза вообще не принимается на рассмотрение… Приоритетных направлений в социальной политике должно быть два: забота о стариках, детях и инвалидах, с одной стороны, и обеспечение занятости трудоспособного населения”. А вообще по итогам работы Координационного совета по предложению Валентины Петренко будет составлен Национальный доклад о социальной политике в России.


Ирина Баянова


Источник: ("Парламентская газета" (Москва).-18.02.2005.-№031.-с.4)