Отрасль пчеловодства нуждается в законодательном регулировании

14 августа 2020

14 августа Сергей Миронов провёл видеоконференцию с профессиональным пчеловодом, депутатом Шипуновского районного Совета депутатов Алтайского края от Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Сергеем Мехиным.

Сергей Мехин рассказал, что занимается пчеловодством с 1993 года. Сегодня в его хозяйстве содержится 50 пчелосемей, в каждой из которых около 60 тыс. пчёл. Однако из-за отравлений пестицидами пчёлы в больших количествах гибнут.

Сергей Миронов поинтересовался, как пасека восстанавливается после отравлений и случалось ли подобное в прошлые годы. Как сообщил Сергей Мехин, до прошлого года столь массовой гибели не было.

“Сейчас появилась новая канадская технология возделывания почвы. То есть почва не переворачивается. Если раньше обрабатывали землю плугом, переворачивали стерню вниз, а сверху оказывалась земля, то сейчас почва культивируется – срезается определенный слой, стерня остается снаружи. Специалисты говорят, что яйца капустной тли и мотылька сохраняются на стерне, а если стерня не переворачивается, то, соответственно, идёт процесс размножения этой заразы. Она съедает зелёную массу. Ну, раз появились эти мотыльки и капустная тля – начали с ними борьбу”, – объяснил пчеловод засилье пестицидов в сельском хозяйстве, добавив, что, помимо этого, контроль над применением ядохимикатов снизился. Ранее Росприроднадзор контролировал, сейчас – непонятно кто, заметил он. Как следствие, в прошлом году произошла массовая гибель пчёл, но в этом году контроль над применением ядохимикатов так и не наладили.

Более того, существуют запреты обработки растений “на цвету”. То есть, если культура цветёт, обрабатывать её в это время запрещено, ведь пчёлы летят за нектаром. Например, рапс хорошо отдаёт нектар, пчела летит на цветущие растения, а её поливают ядом с самолета. Именно так в прошлом году погибли пчёлы у Сергея Мехина. Пчеловоды собирались подавать в суд, но дело решили миром, из бюджета были выделены компенсационные средства на восстановление пчелосемей.

В 2020 году случаев гибели пчёл меньше, всё-таки пасечники постарались наладить диалог с фермерами, но такие трагедии всё еще не редкость. При этом, если в прошлом году пчеловоды получили компенсацию из бюджета, в этом – нет, и дело, вероятнее всего, закончится в суде.

Как сообщил Сергей Мехин, польза от пчёл огромная, поскольку только одна пчелосемья способна опылить два гектара растений, в итоге, на 40% повышается урожайность – это прямой доход фермерам, а значит, и увеличение поступлений налогов в бюджет.

Сергей Миронов согласился с необходимостью введения реального контроля над применением химии на сельхозугодьях. И хотя на федеральном уровне сейчас вносятся определенные предложения, например, относительно нормы расстояния опыления полей: сегодня опыляемое поле должно находиться как минимум в 300 метрах от населенного пункта, расстояние предлагается увеличить до 7 км. Но такой закон ударит по фермерам, ведь эти семь километров посевов съест вредитель. По-видимому, необходимы биологические препараты, не вредные для пчёл и людей.

Что касается реализации мёда, Сергей Мехин признался, что на рынках Барнаула его мёд продают в четыре раза дороже, чем у него берут перекупщики. Но вариантов мало – специализированного магазина для продуктов пасеки пока нет.

Кроме того, возник вопрос, связанный со стандартизацией мёда. Нередко под видом этого ценного продукта продают различные сиропы и десерты.

“Не бывает черёмухового мёда, одуванчикового мёда нет. Вот мой друг в Питер ездит, ради экскурсии зашёл на рынок, там зелёный фисташковый мёд! Определиться надо, какой мёд бывает, и наладить контроль”, – предложил Сергей Мехин, отметив, что переработчики готовы удовлетворить любую фантазию, но к мёду эта фантазия отношения не имеет.

Сергей Миронов заявил, что начнёт законотворческую работу по всем названным проблемам в целях улучшения ситуации в отрасли пчеловодства.