Кто боится удвоения ВВП?

12 января 2005

Председатель Совета Федерации, подводя итоги прошлого года во
внутренней политике, довольно подробно, имея в виду жанр пресс-конференции,
остановился на задаче, которую поставил Президент Владимир Путин, – удвоении
ВВП.


“Вы знаете, – отметил Сергей Миронов, – что мы выходим по итогам года
на рост ВВП в 6, 9 процента по сравнению с 2003 годом. Это несколько меньше, чем
в прошлом году, и меньше 7, 3 процента – уровня, необходимого для удвоения ВВП.
Мы слышим, что наши министры говорят о том, что это замедление абсолютно
логично, предсказывалось ими и сделать ничего нельзя. По сути же мы видим, что
фактически делается попытка объявить задачу, поставленную Президентом,
нереальной и вообще снять ее с повестки дня”.


На фоне победных реляций министров, с которыми мы ознакомились на
правительственном интернет-сайте, прозвучал трезвый и тревожный сигнал к
Правительству. “Это очень опасно, – сказал Председатель Совета Федерации,
– если у нас такие настроения в Правительстве РФ, а речь идет не о настроениях,
а о неких практических шагах. Как раз таких практических шагов по реализации
амбициозной задачи, которую поставил Президент, но вполне реальной, мы не видим
до последнего дня. У меня разнообразный опыт профессиональной работы. Я всегда
исхожу из одной простой вещи – фиксирую положение дел на сегодняшний момент и
составляю план. Что касается удвоения ВВП, то, по моему мнению, Правительство
еще два года назад должно было четко в трех разрезах – отраслевом, временном и
региональном – составить план действий, наметить ориентиры поэтапные, так
называемый индикативный план, и начать его реализовывать. До сих пор мы слышим
разговоры о невозможности, но никаких практических предложений сделано не было.
И у меня возникает следующий вопрос: такое ощущение, что в угоду доказательства
правильности той или иной теоретической модели отстраняются возможности
реализации задач, которые поставил Президент. И мне кажется это очень опасным. Я
не побоюсь этого сравнения: мы помним времена, когда это называлось очень
простым словом – “саботаж”…”.


Страна, богатейшая минерально-сырьевыми запасами, в том числе нефти и газа,
интеллектуальным потенциалом, расписывается в том, что не может заметно
сдвинуться с места. “Я глубоко убежден (и справедливости ради надо отметить, что
и Правительство об этом говорит), – отмечает Сергей Миронов, – что в два
раза больше нефти и газа мы качать не будем. Совершенно очевидно, что удвоение
ВВП возможно только на пути изменения структуры нашей экономики с сырьевой на
обрабатывающую. А в сфере обрабатывающей промышленности, конечно, главное слово
за hi-tech. Правительству давно надо было кроме нефтяной и газовой отрасли
выделить еще пять направлений (прорывных). В этих направлениях государство
должно не какие-то игрушечные декларативные льготы вводить, а реально своими
преференциями показать, во-первых, свои планы и видение будущего развития
страны, а во-вторых, дать бизнесу, любому капиталу возможность зарабатывать
деньги, вкладывая их туда, куда необходимо государству, при этом зарабатывая
деньги. К сожалению, это пока не сделано… Почему мы не думаем об
инвестиционном развитии нашей экономики? А потому, что мы устами членов
Правительства говорим о том, что невозможно решить вопрос с ВВП, зато мы
накопили большие запасы. Для кого? У нас любят смотреть на опыт разных так
называемых продвинутых, в том числе и в экономике, государств. Возьмем ту же
Норвегию. Я даже не буду брать Эмираты и многие арабские государства, богатые
нефтью, где у них прямо называется замечательно фонд “Будущее поколение”.
Хорошо, у нас другая экономика, другие аспекты, возможно, у нас нет еще каких-то
моментов. Но возьмем северную страну Норвегию, там есть закон – 40 процентов от
доходов нефти вкладывается в не нефтяные сектора, обязательно, законом, для того
чтобы развивать другие сектора экономики. Почему бы не следовать этому примеру?
Такие идеи, конечно, можно легко критиковать, но я не вижу, чтобы даже пробовали
что-то сделать. В конце концов, есть Федеральное Собрание, которое конструктивно
работает с Правительством, и мы готовы работать. Но мы не видим этого желания и
алгоритмов, которые бы предлагались нашим Правительством для решения этой
задачи. Причем это не фантастика. Некоторые политики говорят, что Путину
подбросили эту идею. Никто ее не подбрасывал, потому что все прекрасно понимают
– это реальная задача. Да, для ее исполнения нужна мобилизация интеллектуальных
способностей, нужно “пахать” и не бояться новых решений, не следовать
политическим формулам”.


Задача удвоения Россией ВВП “с повестки дня не снята”, как заявил
премьер-министр Михаил Фрадков на заседании Правительства, рассматривавшем
среднесрочную программу социально-экономического развития России на 2005- 2008
годы. Тем не менее руководители ключевых экономических министерств с упорством
доказывают нереальность того, что очевидно. На том же заседании Правительства
было заявлено, что решить задачу удвоения ВВП России за 10 лет возможно лишь в
период 2005-2015 годов.


Причины называются разные. В том числе “несовершенство механизма принятия
решений”. Это так. Но ведь решения принимают министры.


В этом смысле показательно признание премьера Михаила Фрадкова на его
пресс-конференции. Он заявил: “Мы должны руководствоваться указаниями
Президента, и, прежде чем что-то сказать, надо подумать”. Это очень важно.
Министры, принимающие решения без тщательно выверенных и продуманных
предложений, вряд ли многого добьются. Об этом с горечью говорил и
Председатель Совета Федерации Сергей Миронов.


Владимир Пошатаев.


Источник: ("Парламентская газета" (Москва).-12.01.2005.-№001-002.-с.2)