Вечный студент Сергей Миронов

10 ноября 2004

Эрудиция – одно из тех обязательных качеств, которые входят в набор требований к современному политику. Однако предсе­датель Совета Федерации ФС РФ Сергей Миронов выделяется уровнем своего образования даже на фоне эрудированных коллег из первого эшелона российской власти. И не просто ка­чеством образования, а неуемной жаждой обретения новых фундаментальных знаний, что редко свойственно прагматич­ным, как правило, политикам. Обладатель официального ста­туса третьего лица в российском государстве в придачу к уже имеющимся четырем дипломам получает нынче свое пятое высшее образование.

Моральные принципы закладываются у че­ловека в детстве. Сергею Миронову в этом отношении повезло. Его отец был офице­ром Вооруженных сил – целеустремлен­ным, организованным, волевым человеком. Мама работала в библиотеке военного учи­лища и воспитала в Сереже любовь к кни­гам. Еще в первом классе он записался сразу в две библиотеки – школьную и рай­онную. У мамы на работе Сергей проходил с друзьями по классу летнюю практику, на­учившись ухаживать за книгами, “лечить” потрепанные экземпляры.


Больше всего Сергей в отрочестве и детстве любил пере­читывать романы Жюля Верна, “Два капи­тана” Каверина, “Лезвие бритвы” Ефремо­ва, хорошую фантастику. По словам Миро­нова, уроки общения с книгой дисциплини­ровали его “ум, волю и выручают на посту председателя Совета Федерации, где объе­мы работы с документами очень велики”. Эти уроки продолжились и на протяжении двух лет срочной службы в воздушно-де­сантных войсках.


Суровые испытания ар­мейского быта Сергей совмещал с изуче­нием литературного наследия. Сразу же записавшись в военную библиотеку, он брал там и военные мемуары, и Пушкина, и Есенина. По воспоминаниям Миронова, “некоторые сослуживцы впервые услышали “Евгения Онегина” в мо­ем исполнении и переписы­вали строчки из письма Татьяне в свои послания лю­бимым девушкам”. Впрочем, особую роль в судьбе буду­щего спикера сыграла “За­нимательная геология” ака­демика Ферсмана. Сергей Михайлович с детства кол­лекционирует камни. Из окон его коммунальной квартиры в старинном трехэтажном доме в Пушкине – пригороде Ленинграда – были видны сланцевые обрывы к реке Поповка. Оттуда Сергей тас­кал домой окаменелости -ракушек, рыб, трилобитов -и бурно протестовал против материнских попыток выбросить этот “хлам”. И сейчас в своей обширной кол­лекции камней Сергей Михайлович самы­ми дорогими экземплярами считает те, которые сам нашел. По его словам, “за каждым из них – воспоминание о друзьях-товарищах по экспедиции,о перипетиях полевой жизни, ее приключениях”. Люби­мый камень Миронова – агат. О нем он способен рассказывать часами: “Искать агат интересно – азарт охватывает, словно на охоте. Нужен наметанный глаз, что­бы увидеть этот камень среди кусков ба­зальта. Агатовые миндалины в породе по­хожи на изюм в кексе. Если повезет оты­скать занорыш – камень с пустотой внут­ри, то неземная красота гарантирована. Из агата растут кристаллы… Прочнее его только корунд и алмаз”.


Увлечение “камешками” привело Миронова в Ленинградский горный институт. Еще во время учебы он начал работу в НПО “Рудгеофизика”. После окончания институ­та стал геофизиком в Зеленогорской экс­педиции, а затем – пять лет в Монголии. Однако после семнадцати лет работы гео­логом Миронов решил сменить профессию и вновь вернулся на студенческую скамью. И так несколько раз подряд. К высшему техническому образованию Сергей Миро­нов добавил высшие экономическое (Санкт-Петербургский технический университет), юридическое (Санкт-Петербургский госу­дарственный университет), управленческое (Российская академия государственной службы). Сейчас он грызет гранит науки на философском факультете университета. Решив заняться большой политикой, Миро­нов за семь лет прошел путь от рядового депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга до председателя Совета Федерации. Он не играет в рискованные по­литические игры, ощущая всю тяжесть сво­ей ответственности, как одного из главных действующих лиц Российского государства.


Глубокая внутренняя убежденность спике­ра в своей правоте заставляет его после­довательно отстаивать свою позицию даже в тех случаях, когда ему приходится стал­киваться с массированным противодейст­вием. И это вполне логично: Миронов – по­литический деятель нового, путинского времени. Ему нечего прятать в далеких оф­шорах. Поэтому Миронов и относится к числу тех, кому доверяет президент. Он – член команды Путина, и не скрывает этого. Не случайно при нем так резко изме­нился имидж Совета Федерации. Из глухо фрондирующего, оппозиционного на уровне фиги в кармане “дворянского гнезда” он превратился в орган власти, работающий конструктивно, в унисон с президентом и тем самым усиливающий его позиции. Во многом благодаря этому сегодня едва ли не впервые в новейшей российской исто­рии законодательная власть эффективно сотрудничает с исполнительной, способст­вуя разработке и реализации единой госу­дарственной политики. Последовательно реализуются новые кремлевские принципы взаимоотношений федерального Центра и регионов. Разумеется, это идет на пользу и отечественной экономике – ей как воздух необходима неизменность направления, в котором движется Россия. Однако кресло главы верхней палаты пар­ламента, судя по всему, тоже не последняя ступень в карьере Сергея Миронова. Дебю­тировав на думских и президентских выбо­рах, он добился главного на этом этапе ре­зультата – неожиданно для многих проявил себя как самостоятельный, независимый публичный политик.


“Неожиданно” потому, что до сих пор он жестко ассо­циировался с президентской командой и лично Путиным. Од­нако эти кампании стали для Миронова новым шагом в про­движении программных идей Российской партии ЖИЗНИ, ко­торую он возглавляет. По его словам, это “единственная партия современности, созда­ваемая снизу на основе обще­ственных организаций, из того самого гражданского общест­ва”. Показательно, что на пред­выборных теледебатах именно Миронову зрители и ведущие задавали житейские, абсолют­но предметные вопросы. Про пенсии, про зарплаты, про до­роги, больницы.Теоретизиро­ваний такие вопросы не требо­вали. И Миронов был предель­но конкретен.


Кто-то из журналистов, откли­каясь критическим пером на теледебаты, дал ему иронич­ную характеристику: в своем желании вы­разить национальную идею спикер пред­ставал и национальным героем, и обывателем. Но ведь 99 процентов избирателей -обыватели. То бишь простые люди, озабо­ченные семейными, личными проблемами – зарплатами, детскими пособиями, цена­ми в магазинах и пр. Если Миронов выра­жал интересы этих 99 процентов – значит он попадал в точку.


Его избирательная кампания стала полез­ным полигоном и для отработки перспек­тивных идей, и для того, чтобы лучше по­нять людей. Шутка ли, за неполных три го­да спикерства Миронов посетил 69 регио­нов страны. Возможно, в том и состояла его миссия – сделать власть ближе к наро­ду. Если так, то председатель Совета Феде­рации с ней справился. Одновременно он сломал и политический стереотип, согласно которому оппозиция главе государства может быть либо зубо­дробительная, либо никакая. Миронов про­демонстрировал, что она может быть и кон­структивно-действенной. Первостепенное внимание в программе Миронова уделяется социальной сфере. И это, безусловно, правильно. Ведь сколь­ко бы рядовому россиянину ни говорили о подъеме ВВП страны, его все равно го­раздо больше будет заботить уровень жизни его семьи.


К сожалению, многие наши политики привыкли оперировать только макроэкономическими показате­лями. Они подчас забывают о том, что оп­ределяет качество жизни конкретных лю­дей – ее продолжительность, размеры пенсий для ветеранов, пособий для моло­дых. Между тем в первую очередь именно на эти – социальные, а не экономические -показатели должно ориентироваться в своей работе ответственное правительст­во. Тот же круг первоочередных вопросов -медицина и образование, проблемы мате­ринства и детства, строительство жилья для молодых – занимает и главу государ­ства. Путин, как и Миронов, считает, что в центре внимания власти должны стоять конкретные семьи и люди, а не абстракт­ный “народ”. Можно только порадоваться такому совпадению.


МИРОНОВ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ


родился 14 февраля 1953 года в г. Пушкине (Ленинградская область). 1971 – 1973 го­ды – срочная служба в воздушно-десантных войсках. В 1980 году – окончил Ленин­градский горный институт имени Г.В. Плеханова. 1978 – 1986 годы – старший инже­нер-геофизик НПО “Рудгеофизика”, геофизик Зеленогорской экспедиции Министерст­ва геологии СССР. 1986 -1991 годы – старший геофизик аэропартии в Монгольской Народной Республике. 1992 год – окончил Санкт-Петербургский технический универ­ситет. 1993 год – получил аттестат Минфина РФ на право работы на рынке ценных бу­маг. 1994 – 1995 годы – исполнительный директор АООТ “Строительная корпорация “Возрождение Санкт-Петербурга”. 1994 год – избран депутатом Законодательного со­брания Санкт-Петербурга. 1995 – 2001 годы – первый заместитель, потом председа­тель Законодательного собрания Санкт-Петербурга. 1997 год – окончил с отличием Российскую академию государственной службы при Президенте РФ. 1998 год – окон­чил с отличием юридический факультет Санкт-Петербургского государственного уни­верситета. Соискатель ученой степени кандидата юридических наук. 2001 год – избран в Совет Федерации ФС РФ, член Комиссии Совета Федерации по регламенту и парла­ментским процедурам, затем – заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам. 5 декабря 2001 года избран председателем Совета Федерации. Председатель Совета межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ. Председатель Российской партии ЖИЗНИ.


Источник: ("Конкурс Лица года" (Москва).-№11.-с.-1,2)