27 октября 2004
В Европе так и не смогли договориться, кого относить к террористам.
Во вторник с самого утра межгосударственный коллоквиум, посвященный правовым вопросам борьбы с терроризмом, продолжил свою работу в здании Бельгийского сената. В это же время практически в двух шагах проходила торжественная церемония встречи президента Польши Александра Квасьневского. Проходила в буквальном смысле слова: в сопровождении конницы кортеж президента медленно следовал в королевскую резиденцию. Но для делегатов форума, которые “несли трудовую вахту”, эта красочная процессия осталась за кадром.
Двухдневный антитеррористический марафон выдержали далеко не все. По сравнению с понедельником наполняемость зала сократилась примерно на треть. Среди “пропавших” оказались и представители российской Государственной Думы. Но те, кто выстоял, сидели на тех же местах. Создавалось такое впечатление, что делегаты даже не уходили из зала.
В ходе обсуждения одного из наиболее актуальных вопросов последних лет высказывались различные мнения. Парламентарии пытались найти общую платформу для борьбы стерроризмом. Как отмечала бельгийская сторона, на это могут уйти годы. Понимая необходимость законодательного закрепления антитеррористических мер, Запад обеспокоен, что эта борьба может затронуть фундаментальные права человека. Отчасти поэтому работа ведется столь тщательно и осторожно.
Также не удалось прийти к единому пониманию самого определения терроризма. “Вопрос определения терроризма мы не разрешили, и вряд ли для этого хватит еще нескольких таких коллоквиумов. Но мы очертили контуры причин терроризма”, – заявила председатель сената парламента Бельгии Анн-Мари Лизэн. И действительно, в ходе форума были затронуты не только насущные вопросы: многие выступающие возвращались в историю, пытаясь там найти корни террора. В свою очередь представители арабских стран, присутствовавших в Брюсселе, отмечали перед Западом, что нельзя во всем винить ислам. И судя по всему, европейцы с такой позицией полностью согласны.
Не прошли и мимо уже набившей нашим политикам оскомину темы Чечни. Правда, здесь, по словам спикера Совета Федерации Сергея Миронова, она звучала вкупе с обсуждением других проблемных регионов: “Мы не могли обойти вниманием одну из горячих точек”. Уже после в интервью бельгийскому радио глава СФ в который раз подчеркнул приверженность России к политическому урегулированию ситуации в Чечне.
Итог двухдневной работы вылился в совместную декларацию, в которой парламентарии заявили о непризнании терроризма обществами своих стран и о готовности вести борьбу с ним. В частности, для предупреждения террористических атак будет идти полный и оперативный обмен информацией о деятельности и перемещении террористов, а также обмен данными о финансовых потоках и сделках с оружием, которые могут быть направлены на совершение терактов. Кроме того, декларация призывает в кратчайшие сроки завершить работу над юридическими документами, готовящимися в Совете Европы. Центральную же роль в координации антитеррористических усилий, по мнению делегатов, должны нести Организация Объединенных Наций и Евросоюз. “Я оцениваю проект декларации как документ высокого уровня, заявляющий позицию парламентов в вопросах отражения терроризма”, – заявил Сергей Миронов.
В Брюсселе было принято решение регулярно проводить подобные мероприятия. Глава верхней палаты уже пригласил представителей стран – участниц нынешнего коллоквиума собраться в следующем году в Москве. В Бельгию съехались делегаты из 34 государств, но, как считает Миронов, постепенно их число будет расти, поскольку “в одиночку терроризм не победить, так же, как нельзя в одиночку отсидеться, думая, что тебя это не затронет”.
Владимир Кузьмин.
Источник: ("Российская газета" (Москва).-27.10.2004.-№237.-c.3)