26 октября 2004
Россия и Европа пытаются определить, кого зачислить в эту категорию.
Вчера в Брюсселе открылся двухдневный коллоквиум “Правовое регулирование в области борьбы с международным терроризмом и гармонизация национальных законодательств”. Россию, как одного из организаторов встречи, представляет парламентская делегация во главе со спикером Совета Федерации Сергеем Мироновым.
Еще накануне визита глава верхней палаты парламента отметил, что “проведение форума станет своеобразным мозговым штурмом, чтобы выйти на конкретные предложения”. Однако, несмотря на столь громкие слова, круг интересов и задач остается прежним. Вчера и сегодня парламентарии стран Европы обменивались законодательным опытом в сфере борьбы с терроризмом. В частности, представители российской делегации говорили о необходимости сверки позиций, но назвать конечные цели коллоквиума затруднялись, ограничиваясь общими словами об обмене опытом.
Очевидно одно – Россия воспользуется возможностью в очередной раз поднять перед европейскими представителями тему “двойных стандартов”. Этого не скрывал и Сергей Миронов. Проблема в том, что до сих пор не сформулировано официальное определение международного терроризма. По мнению наших парламентариев, это является первостепенной задачей, так же как и совместные действия по системе “суди или выдай”.
В этом плане место проведения встречи выбрано не случайно. Бельгийское руководство одно из немногих в странах Европы, переставшее заниматься оголтелой критикой политики России в Чечне.
Вторым пунктом визита Сергея Миронова в Бельгию стала встреча с генеральным секретарем НАТО Яапом де Хооп Схеффером в святая святых альянса – брюссельской штаб-квартире. О нынешних взаимоотношениях России с некогда заклятым противником журналистам поведал представитель РФ в НАТО Константин Тоцкий. Если обобщить сказанное, получается, что теперь мы находимся в стадии тесного взаимовыгодного сотрудничества, несмотря на значительное охлаждение отношений во время натовской операции в Югославии. “Мы не противники, имеем общие интересы и общие проблемы”, – констатировал Тоцкий. Среди интересов числится создание единого воздушного пространства. А главная проблема – так и нератифицированный договор об ограничении Вооруженных сил в Европе (ДОВСЕ). Пока документ подписали всего лишь четыре страны: Россия, Белоруссия, Украина и Казахстан. Европа же отказывается делать это, пока не будут выведены российские военные базы из Приднестровья и Грузии.
Что касается возможного участия Североатлантического альянса в деле борьбы с терроризмом, то, судя по всему, на сегодняшний день это не самый лучший партнер для России. По словам Тоцкого, терроризм – это явление конкретное. Но даже внутри НАТО нет четкого определения, кого причислять к боевикам, а кого нет. При этом сотрудничество между европейскими спецслужбами, которые должны пресекать деятельность террористов, находится не на должной высоте. Вместе с тем Россия и НАТО ведут совместную работу по противодействию террору. В частности, сделан ряд совместных оценок террористическим угрозам на Балканах, произведена оценка угроз атак с помощью гражданской авиации, а также ведется формирование плана совместных действий по борьбе с терроризмом. Странно, что все это делается уже после трагических событий.
Владимир Кузьмин.
Источник: ("Российская газета" (Москва).-26.10.2004.-№236.-c.3)