13 октября 2004
Председатель Совета Федерации Сергей Миронов принял участие в
торжественном концерте-презентации в Рахманиновым зале Московской консерватории
по случаю передачи в дар консерватории уникальной коллекции исторических
документов. Собрание нот, писем, фотографий и других документов из архива поэта
Серебряного века С. Городецкого приобрела и передала в дар музею консерватории
компания De Beers.
Сергей Миронов поблагодарил всех энтузиастов, причастных к возвращению
“культурных реликвий на Родину, в Россию, из небытия”. Речь идет о сотрудниках
журнала “Наше наследие”, которые проводили поиск уникальных документов, и
компании De Beers, выступившей спонсором проекта. Отвечая на вопрос “ПГ”,
Сергей Миронов заверил, что компании, занимающиеся такого рода
благотворительностью в России, “могут рассчитывать на стабильное, современное и
предсказуемое законодательство в сфере защиты предпринимательства, инвестиций и
налогообложения”. Представитель компании De Beers Ричард Кларк подчеркнул, что
его компания выступает в качестве спонсора уже 15 лет и намерена и дальше
работать в этом направлении.
Сергей Миронов отметил, что в результате поисковой деятельности и
благотворительности меценатов в Россию возвращены многие раритеты –
литературные, музыкальные, исторические. В частности, письма А. Пушкина, И.
Бунина, рукописи М. Цветаевой, 3. Гиппиус и другие документы, которые сегодня
находятся в различных музеях России. На торжественной церемонии передачи
музыкальных раритетов Миронов передал музею консерватории нотную тетрадь
с музыкой на стихи С. Городецкого с автографом автора.
Спустя столетие, мы открываем для себя музыкальные шедевры Серебряного века.
Переданные музею раритеты – часть архива выдающегося деятеля российской культуры
Сергея Городецкого, поэта, фольклориста и автора либретто к опере М. Глинки
“Иван Сусанин”. Его связывали близкие дружеские и профессиональные связи со
многими композиторами того времени-И. Стравинским, Н. и А. Черепниными, А.
Лядовым, А. Гречаниновым. Их письма и ноты и пополнили коллекцию Музея им. Н.Г.
Рубинштейна Московской государственной консерватории.
Весьма символичным в этот вечер было исполнение “сказочной картины для
оркестра” Анатолия Лядова под названием “Волшебное озеро” (1910 г.). Ноты,
письма и фотографии А. Лядова – все это крайне интересные исторические
свидетельства. Композитор в них признается в своей “тяге ко всему
фантастическому с самого раннего детства”, что и чувствуется в его музыке. Песни
русского народа, переложенные для фортепиано, детские песни (“Забавная”,
“Окликание дождя” и др.) помогут расширить представление о музыкальной
российской культуре начала XX века.
На церемонии выступил министр культуры Александр Соколов: “Я не просто
министр, а профессор консерватории, – напомнил он собравшимся. – Поэтому мне
особенно приятно появление новой тенденции, когда в стенах консерватории
собираются профессионалы и любители музыки. Тем более что повод прекрасен –
возвращение к нам шедевров Серебряного века”. И самое замечательное, что они не
просто вернулись на бумаге, а они звучали в этот вечер в исполнении
симфонического оркестра, студентов и аспирантов Московской консерватории.
Ирина БАЯНОВА. Пресс-служба Совета Федерации.
Источник: ("Парламентская газета" (Москва).-13.10.2004.-№191.-c.2)