15 апреля 2020
«Любое общество обречено на гибель, если разрушается его культура». Так говорил выдающийся философ современности Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Сегодня, в Международный день культуры, в период, когда мир затянула пучина коронавирусной пандемии, а человечество борется за выживание, его слова звучат, как набатный колокол. Да, культура обычно воспринимается как второстепенная «надстройка». Но там, где она в загоне, странно говорить о полноценном развитии общества.
Мне посчастливилось общаться с Дмитрием Сергеевичем. Для меня, как и для многих россиян, он навсегда останется духовным наставником, учителем жизни. Дмитрий Сергеевич выступал в защиту культуры, не уставая повторять, что «любое общество обречено на гибель, если разрушается его культура». Отмечу, что в годы перестройки такие выступления требовали большой гражданской смелости.
Он говорил о том, что культура, историческое наследие – это святыни народа, святыни нации, и требовал от общества достойного, бережного и внимательного к ним отношения. Все его труды имели, по его же словам, не «проповедническую» цель, а были своего рода поступками в борьбе за сохранение не только русской, но и мировой культуры.
За последние десять лет, в условиях, когда не было ни эпидемий, ни войн, в России было утрачено более 2,5 тысяч памятников истории и культуры, которые находились под государственной охраной. Более половины нуждаются либо в срочной консервации, либо в реставрации.
Приходится констатировать, что у населения нашей страны снижается и интерес к чтению – а это база для общенародной культуры! Только 30-40% россиян читают книги. Интерес к чтению падает даже в моем родном Петербурге. Там, по исследованиям последних лет, число читающих – 56%, и это ещё считается максимальным показателем в стране!
В бедственном положении наши библиотеки, а ведь на селе они порой являются единственным очагом культуры. Музеи также нуждаются в помощи. По высказыванию Лихачёва: «Город без художественного музея – ущербный город…».
Эпидемия коронавируса наносит тяжёлый удар по российской культуре, которая и до того испытывала хронический дефицит финансирования. Напомню, что в программе нашей партии прописана задача: выделять из государственного бюджета на развитие культуры 3% ВВП. Это распределение мы закладывали в свой альтернативный вариант бюджета, настаивали на его принятии в Госдуме в конце прошлого года.
Если учреждения культуры не получат необходимой господдержки сейчас, они будут обречены на тяжелое выживание, а часть – вполне возможно, на гибель. Пока сложно прогнозировать, когда восстановится полноценный поток посетителей. Россияне ещё долго будут нацелены на выживание и удовлетворение базовых потребностей, а не на духовное развитие.
Компенсации выплачивают штатным сотрудникам госорганизаций, но в сфере культуры широко распространена работа по контракту. И эта категория работников осталась без денег. Что касается частного сектора, то там ситуация ещё более печальная. Считаю, что здесь также следует продумать отдельную централизованную программу восстановления.
Тем не менее, пока оптимизм сохраняется. Так, худрук Санкт-Петербургского государственного симфонического оркестра «Классика» Владимир Канторов недавно заявил, что его коллектив «выручает Бетховен», музыканты продолжают разучивать партии. «Выступление намечено на осень, и вирус просто обязан отступить и дать возможность нам сыграть всю симфонию Бетховена», – заверил дирижёр. Сразу всплывает в памяти знаменитая Ленинградская симфония, исполнению которой не помешала даже блокада.
Давно известная истина: всё, что нас не убивает, делает нас сильнее. И отечественная культура непременно возродится, а долг государства – последовательно помогать её возрождению.