10 августа 2004
Сенаторы одобрили монетизацию льгот, ограничение рекламы пива, решили организационные вопросы и подвели итоги весенней сессии.
Закон будет совершенствоваться
Последнее пленарное заседание Совета Федерации было обставлено со всеми возможными мерами предосторожности. Даже во время обсуждения закона о монетизации льгот в Госдуме не было такой концентрации милиции в центре города. Большая Дмитровка была полностью блокирована пикетами силовиков. Впрочем, все эти меры предосторожности оказались напрасными. В воскресный день люди предпочли митингам дачное уединение.
Яркой дискуссии, подобной той, что была в Государственной Думе, в верхней палате парламента не получилось. Из восьми принципиальных поправок, которые внес в законопроект Совет Федерации, шесть было учтено безоговорочно. Председатель рабочей группы по монетизации льгот Светлана Орлова подробно отчиталась перед сенаторами, начав еще раз перечислять все по пунктам. Только по детям-инвалидам и ветеранам труда предложения не были услышаны. Тем не менее сенаторы, не оставили надежды решить эти вопросы при дальнейшем совершенствовании закона. Как напомнил коллегам сенатор Леонид Рокецкий в своем докладе, парламентарии в течение года будут возвращаться к закону, правя его и совершенствуя.
Все без исключения семеро докладчиков, по одному от каждого профильного комитета, поддержали закон.
Собственно, лишь один сенатор, представитель от правительства Ставропольского края Анатолий Коробейников, высказался против принятия законопроекта. Сославшись на то, что спешка, в которой принимается закон, – “плохое предзнаменование”, он напомнил, что “ни одна из начатых реформ пока не доведена до логического завершения, а Правительство берется за все новые и новые, показывая всему миру одно – как и что не надо делать”.
“В прошлом году почти половина ВВП – 211 млрд. долларов из 450 – пришлась на внешнюю торговлю, – продолжал негодовать сенатор. – Из-за столь открытой сырьевой экономики Россия теряет экономическую независимость. Так какими же путями можно и нужно идти к верхней экономической планке России?” – задал риторический вопрос коллегам Анатолий Коробейников.
Больше серьезных, принципиальных возражений не было. Почти 88 процентов сенаторов поддержали законопроект.
Сенаторы “сбили” пивовара Ивана Таранова
Неожиданная дискуссия возникла вокруг вопроса о законопроекте, вносящем изменения в статью 16 Федерального закона “О рекламе”.
Как известно, до настоящего времени реклама пива и напитков на его основе не имела прямого законодательного регулирования. Теперь же прежде всего закон ввел ограничения на рекламу этого напитка в теле- и радиоэфире с 7 до 22 часов. К тому же незаконным отныне будет считаться использование в рекламе пива животных, людей, мультипликационных фильмов. Так что анимационный хит – истории про пивовара-авиатора Ивана Таранова и мадам Козявкину канули в Лету безвозвратно. Вместе с ними исчезнут и обаятельный толстяк в исполнении артиста Семчева, а заодно и малолетние подростки, решающие, кто в этот раз должен бежать за клинским.
По мнению сенаторов, это отнюдь не безобидные “развлекалочки”, а навязчивое и агрессивное формирование образа жизни, напрямую связанного с употреблением алкоголя.
Однако, как оказалось, далеко не все были согласны с буквой утверждаемого закона. Отрицательное заключение дала Комиссия по делам молодежи и спорту. Председатель комиссии Виталий Мутко обратил внимание на то, что в законе используются термины, не соответствующие действующему законодательству, вследствие чего, по мнению сенатора, затрудняется уяснение и исполнение его норм. В частности, термин “спортивные организации” не соответствует Федеральному закону “О физической культуре и спорте в Российской Федерации”. Вместе с тем, по замечанию сенатора, в законе не установлен запрет на распространение рекламы пива в молодежных организациях, хотя, как известно, именно молодежь является самым активным потребителем этого напитка.
Дальше стали появляться еще более интересные подробности, которые едва не поколебали волю членов Совета Федерации к принятию законопроекта, который, по словам спикера верхней палаты Сергея Миронова, должен “выплеснуть всю эту мутную пенную “пиву” с экранов телевизоров”.
Прежде всего докладчику, председателю Комитета по экономической политике, предпринимательству и собственности Оганесу Оганаяну, был задан простой вопрос: скажется ли принимаемый закон на переделе пивного рынка в России? Из слов докладчика стало ясно, что прежде всего проиграют те компании, которые не достигли размеров так называемых “пивных гигантов”. Их существованию, напрямую зависящему от активной рекламы, действительно угрожает если не немедленное разорение, то безвестное прозябание на задворках пивной империи титанов. После этого вопроса термин “пивной лоббизм”, словно мячик пинг-понга, виртуально запрыгал с одного поля на другое. Получалось, что при безоговорочном одобрении закона, хоть и косвенно, но играешь на руку пивным корпорациям, а если отклоняешь, то даешь передышку небольшим фирмам. Так или иначе сенаторы разделились на два лагеря. Одни бескомпромиссно выступали за немедленное принятие закона, приводя катастрофическую статистику: с 1999-го по 2003 год количество потребления пива в России увеличилось в два раза, тогда как по крепким спиртным напиткам после принятия закона, ограничивающего их рекламу, цифры не столь устрашающие. Другие нажимали на то, что закон несовершенен и принесет больше вреда, чем пользы.
Кроме того, ограничение может не дать желаемых результатов. Серьезно пострадают любители футбола и других массовых видов спорта, трансляции которых проплачены, как правило, пивными компаниями, использующими спортивные соревнования в своих рекламных целях. Более того, как выяснилось в процессе обсуждения, именно пивзаводы являются главными спонсорами отечественного спорта.
Это вызвало недовольство председателя Комитета по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Виктора Шудегова. “То, что спорт зависит от рекламы пива, ненормально, – парировал сенатор своему коллеге Виталию Мутко, – нужно изъять по примеру нефтяных компаний сверхдоходы из компаний пивных и направить эти деньги на развитие спорта”. Подобный радикальный подход поддержал и представитель от правительства Пензенской области Борис Шпигель: “Нельзя смешивать добро и зло, – возмутился сенатор, – если так ставить вопрос, то давайте легализуем наркотики, а часть прибыли направим на благотворительность и поддержание здоровья молодежи”. Казалось, дискуссия зашла в тупик. На вопрос представителя от Великого Хурала Республики Тыва Людмилы Нарусовой о том, какое пиво употребляет сам докладчик и повлияет ли отсутствие рекламы на его вкусы, Оганес Оганаян ответил, что пива не пьет вообще, предпочитая ему армянский коньяк.
Вовремя взявший слово Председатель Совета Федерации Сергей Миронов поблагодарил коллег за дискуссию и неформальный подход к обсуждению законопроекта. Тем не менее он призвал коллег все же проголосовать за законопроект, ограничивающий агрессивную рекламу пива. Согласившись с несовершенством его отдельных положений, он привел пример из жизни, который и перевесил чашу весов. По словам спикера, в одном из институтов Санкт-Петербурга из группы студентов в 19 человек к концу года лишь четверо смогли сдать сессию, остальные были отчислены с диагнозом пивной алкоголизм.
Закон был принят подавляющим большинством голосов.
Алу АЛХАНОВ: Надо помочь чеченскому народу
Временная комиссия по анализу ситуации на Северном Кавказе рекомендовала верхней палате заслушать информацию председателя Общественного Совета по контролю за восстановлением экономики и социальной сферы Чеченской Республики Алу Алханова. По его словам, ситуация в республике с обеспечением безопасности ее граждан и восстановлением экономики и социальной сферы далека от нормальной. Как отметил председатель Общественного Совета: “Между федеральными ведомствами и правительством Чеченской Республики существуют промежуточные звенья, многочисленные коммерческие фирмы, абсолютное большинство из которых (80 из 92) зарегистрировано за пределами Чеченской Республики”. Он привел пример, когда деньги, выделенные министерству образования республики для приобретения школьного оборудования и учебных пособий, проводятся через коммерческую фирму и комитет бытового обслуживания. “В результате, – обратил внимание сенаторов Алу Алханов, – оборудование закупается по сильно завышенным ценам и соответственно в меньшем количестве”. Он заявил о необходимости четкого взаимодействия федеральных и республиканских органов власти в пресечении террористической и экстремистской деятельности, восстановлении разрушенной экономики и установлении конституционного порядка в Чеченской Республике, строгого контроля за расходованием средств, выделяемых на эти цели.
Путь к решению проблем республики Алу Алханов видит в создании в Чечне свободной экономической зоны.
***
Назначения
Утвержден без вопросов
Вакантную должность заместителя генерального прокурора Российской Федерации занял Иван Кондрат, 1961 года рождения, государственный советник юстиции 3-го класса. Он имеет около 20 лет безупречной службы в органах прокуратуры, с 1992 года находился на руководящих должностях в Брянской области. С марта 2001 года работает прокурором Костромской области. Во время утверждения его кандидатуры у сенаторов не нашлось вопросов к кандидату. Нового заместителя утвердили единогласно.