Люди. Льготы. Жизнь...("Российская газета" (Москва).-09.08.2004.-№168-п.-с.1, 2)

9 августа 2004

Совет Федерации одобрил замену льгот денежными выплатами


Парламент


Совет Федерации вчера абсолютным большинством голосов одобрил законопроект о замене социальных льгот натуральными денежными выплатами.


Пожалуй, за всю историю своего существования Совет Федерации не охранялся так тщательно, как вчера. Большое количество блюстителей закона выглядело очень контрастно на фоне двух незначительных по численности групп граждан, устроивших вчера утром напротив Совета Федерации одновременно два митинга. Десяток облаченных в красные майки с надписью “СССР” юных коммунистов, с девяти утра рассевшись на лестнице у здания СФ, кричали проходившим сенаторам, что объявят голодовку и умрут молодыми, если льготы будут заменены денежными выплатами. В нескольких метрах от коммунистов стояла группа сторонников монетизации льгот. Парламентарии шли мимо и в большинстве своем не обращали никакого внимания ни на коммунистов, ни на их противников. Как только закон о замене льгот денежными выплатами был принят, участники митинга немедленно разошлись, а грозившиеся уморить себя голодом молодые люди отправились в ближайшее кафе.


Само заседание СФ, вопреки ожиданиям, тоже прошло без неожиданностей. По словам руководителя Комитета СФ по социальной политике Валентины Петренко, большая часть предложенных сенаторами поправок в упомянутый законопроект была одобрена и правительством, и Госдумой. В частности, были сохранены на прежнем уровне социальные гарантии гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, аварии на производственном объединении “Маяк”.


В действительности у членов СФ не так уж много поводов для гордости: три внесенные ими принципиальные поправки оказались неучтенными в законопроекте. Сенаторы добивались, чтобы выплаты денежных компенсаций труженикам тыла, ветеранам труда и жертвам политических репрессий целиком обеспечивались из федерального бюджета. Однако вчера им скрепя сердце пришлось проголосовать за закон, в котором говорилось, что оплата льгот этим категориям граждан практически полностью “повиснет” на региональных бюджетах.


Впрочем, федеральный центр согласился частично финансировать обеспечение льгот жертвам политрепрессий.


Имеющиеся в законе недостатки сенаторы объясняют отсутствием времени на его доработку.


– В общей сложности парламентарии предложили внести почти четыре тысячи поправок в закон о замене льгот. Если бы на обсуждение каждой поправки тратилось пять минут, то это заняло бы у нас 33 рабочих дня по десять часов каждый. Конечно, многие предложения просто не рассматривались. Мы работали над законом, пребывая в состоянии цейтнота, – заявил член СФ Владимир Плотников.


Руководители регионов до сих пор продолжают присылать в Совет Федерации все новые предложения в закон о монетизации льгот. Как сообщил “РГ” член Комитета СФ по социальной политике Игорь Каменской, уже осенью сенаторы обязательно подготовят и представят правительству ряд новых законопроектов – например, специальный проект о гарантиях для лиц, проживающих в условиях Крайнего Севера.


Успокоив себя мыслью о том, что уже этой осенью они смогут заняться внесением новых изменений в вызвавший так много споров закон, сенаторы большинством голосов его приняли.


Спикер СФ Сергей Миронов сообщил “РГ”, что правительство, исходя из пожеланий сенаторов, увеличило на 30 миллиардов рублей финансовый резерв на тот случай, если в каком-нибудь регионе возникнут проблемы с исполнением обязательств по компенсационным выплатам.


Кроме того, вчера же сенаторы одобрили изменения в Закон “О рекламе”, которыми существенно ограничивается реклама пива на телевидении и радио. Изменения вводят запрет на дневную демонстрацию рекламных роликов, призывающих граждан покупать пиво: теперь эти ролики нельзя будет увидеть с семи утра до 22 часов. Кстати, у сенаторов возникли серьезные возражения против столь жестких поправок: многие парламентарии считают, что из-за этих изменений разорятся “мелкие” и “средние” компании, занимающиеся производством этого слабоалкогольного напитка, которые не смогут всерьез заняться рекламой своего товара. Чтобы убедить сенаторов принять изменения в Закон “О рекламе”, Сергею Миронову пришлось лично выходить на трибуну палаты. Он рассказал сенаторам грустную историю о том, как в одном петербургском университете из-за пивного алкоголизма недавно была расформирована целая группа талантливых студентов. Миронов считает, что потребление пива в огромных количествах стало частью молодежной субкультуры. “Хотя в принципе напиток-то неплохой. В малых дозах – очень даже ничего”, – добавил Миронов. Сенаторы одобрили спорные поправки, договорившись, что все неурегулированные вопросы решат осенью.


Ирина Невинная