25 июня 2004
Борьба с бандитами не должна привести к ограничению прав человека.
В гостях у журналистов редакции “Труда” побывал председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Сергей Миронов. Разговор начался с самого больного вопроса последних дней: почему наши силовые структуры просмотрели атаку боевиков, напавших на Ингушетию? Почему оказалось столько жертв?
– Этот вопрос задает каждый российский гражданин, – сказал Сергей Михайлович. – А ведь если даже проанализировать заявления лидеров боевиков и наложить их на реальные события, то можно сделать определенные выводы для принятия превентивных мер. У меня, как у бывшего десантника, вопрос: почему в Ингушетии такие большие потери? Мы ведь знаем, что такое оборона и что такое нападение. Известно, что на одном из объектов 15 человек шесть часов вели оборону – честь и хвала этим людям, но, простите, это разве на Луне происходило? На территории России, в Южном федеральном округе, где нет недостатка в войсках…
Из каждой трагедии нужно делать выводы, и хочется надеяться, что руководство республики, органы, МВД, войска впредь будут готовы к подобным атакам. Демонстрация нужна была боевикам и для получения очередной партии денег. Тут не надо быть большим стратегом – следует заниматься профилактикой, а не “по хвостам бить”, бегать, искать боевиков, попрятавшихся в ущельях. Возможность для профилактической работы есть. Например, по линии Совета Федерации мы в прошлом году выделили три миллиарда рублей для технического оснащения наших спецорганов и в этом году выделяем деньги для этих целей. Когда мы говорим о профилактике, то имеем в виду и различные технические способы обнаружения, слежения, наблюдения.
– Президент России довольно жестко оценил недоработки федеральных силовых структур, проявившиеся во время трагических событий в Ингушетии. Конечно, следует говорить и о специфике борьбы с терроризмом, профилактической, разведывательной работе. А все ли нормально с точки зрения законодательной базы борьбы с терроризмом?
– В рамках Межпарламентской ассамблеи стран СНГ, которую я имею честь возглавлять, разработан специальный закон о борьбе с терроризмом. Но надо иметь в виду обязательное условие. Если мы решим пойти по пути введения чрезвычайных, военных положений, что автоматически ведет к умалению прав человека и гражданина, то террористы добьются того, к чему стремятся. Здесь должен быть очень четкий, мужественный, прагматичный и взвешенный подход. Следует принимать серьезные жесткие меры борьбы с ними, в том числе и особенно в сфере профилактических действий, но при этом не забывать, что “попутное” устранение или ограничение прав и свобод приведет, как я сказал, к достижению целей, поставленных террористами. Поэтому в упомянутом документе мы попытались найти государственный подход к проблеме с учетом прав человека и гражданина.
Рафаэль ГУСЕЙНОВ, Юрий СТРОГАНОВ.