Рост социального неравенства – главный тормоз развития России

14 ноября 2019

13 ноября в МГУ состоялось открытие XVII Международных Панаринских чтений на тему “Россия и Европа: общая судьба и альтернативные проекты цивилизационного развития”. В дискуссии приняли участие российские и зарубежные учёные, политические и общественные деятели. Сергей Миронов выступил с приветственным словом на пленарном заседании чтений.

– Уважаемые коллеги!

Среди мыслителей, которые предвидели понимание миссии России в историческом процессе, стоят Николай Данилевский, создатель теории культурно-исторических типов и политико-цивилизационного развития мира, и, конечно же, Александр Панарин.

Именно Панарин показал глубины раскола и препятствия на пути осуществления этой миссии в условиях стратегической нестабильности, когда перестали функционировать социальные и политические институты, идеологические доктрины и даже многопартийные системы, а также базовые гарантии коллективной безопасности, возникшие в эпоху биполярной системы.

Именно Панарину принадлежит первенство в разработке методологии глобального сценарного прогнозирования, вскрывшего глубинные механизмы глобализации, не только унифицирующей цивилизационное многообразие мира, но и использующей межцивилизационные конфликты и противоречия для осуществления геополитических целей, несовместимых с мирным развитием стран. Особое место среди них занимает Россия, которую пытались, пытаются и будут пытаться втиснуть в прокрустово ложе европейского пути цивилизационного развития.

В этом году мы отмечаем 150-летие выхода в свет книги Данилевского “Европа и Россия”, перевернувшей представления современников о природе мировых цивилизаций. Но можно с полной уверенностью сказать, что подлинное значение не было открыто современниками.

На Всемирном Русском Народном Соборе в 2018 году об этом убедительно говорил Президент РФ Владимир Путин, сославшись на мысли Данилевского: “Ни одна цивилизация не может гордиться тем, что бы она представляла высшую точку развития”. Владимир Путин подчеркнул, что сегодня понимание такой сложности развития цивилизации служит фундаментальной основой для многополярного мира, для отстаивания принципов международного права, и вес влияния полюсов будущего развития будет, конечно же, определяться их экономической, научной, культурной, духовной и человеческой основой. “Вот почему так важны наши и ваши усилия, – обращался тогда Владимир Путин прежде всего к представителям духовенства, – призванные объединить и консолидировать работу гражданского общества и государства. То, что наши предки называли соборным разумом, соборным опытом”.

Да, европейская цивилизация при всей значимости ее достижений не может быть образом для переформатирования мира и России по универсальному образцу хотя бы потому, что переживает не лучшие времена, да и не только по этой причине. Главная причина заключается в том, что именно многообразие человеческого мира и составляет основу потенциала его развития, а любые образцы служат стимулом для взаимного обогащения, но не для механического копирования. Тем более не существует и не может быть единой формулы цивилизационности и варварства. По словам Данилевского, Петр I, познакомившись с Европой, пожелал во что бы то ни стало сделать Европой и Россию. “Видя плоды, которое приносило европейское дерево, – писал Данилевский, – Петр заключил о превосходстве самого растения, их приносившего, над русским еще бесплодным дичком, не приняв во внимание разности в возрасте, не подумав, что для дичка еще не пришло время плодоношения. И потому захотел срубить его под самый корень”.

Но история повторяется. Все мы были свидетелями катастрофы, которая привела к крушению СССР и разделению народов, в том числе государствообразующего русского суперэтноса. Одной из ее причин была безумная готовность подрубить под корень само тысячелетнее государство, которое только начинало возвращать себе цивилизационную идентичность, уважение к традициям и многовековым святыням, историческую память многих поколений. И мы стали свидетелями, как эти два противоположных процесса – крушение государственных устоев и возвращение духовных ориентиров – совпали по времени. Потребовались колоссальные усилия, чтобы остановить инерцию распада. Теперь настало время собирать камни и залечивать раны, нанесенные единому российскому древу, лишившемуся своих мощных ветвей, в том числе государствообразующих, неразрывно связанных с едиными цивилизационными корнями.

Для того, чтобы оправдать содеянное, политики, готовые переконструировать мир по своей идее, пытаются переписать и всю мировую историю. В том числе историю нашего общего отечества. Но в фальсификации истории не стоит винить только врагов России, точнее – ее геополитических партнеров, заинтересованных в усыхании российского древа. Как говорил Панарин, мы ничего не поймем в характере нашего народа, не постигнем логику его исторического развития, если истолкуем трагическую прерывность нашей истории в смысле алогичных внешних вмешательств или станем, как это сделали сегодняшние украинские националисты, различать не два периода единой истории, а две истории двух разных народов – киевского и московского.

Панарин острее других чувствовал весь трагизм и историческую несправедливость происходящего, поскольку был кровь от крови единого русского народа. Как вы знаете, он был родом из Горловки, шахтерского города, жители которого воочию, к сожалению, увидели, что такое война цивилизаций, ведущаяся методом разделения элит, а затем и единого народа на враждующие народы. Источник этой войны заключается в смене образцов цивилизационной идентичности. Панарин как никто другой знал, к чему приведет деформация национальной культуры, отказ от русского языка и неделимого цивилизационного наследия. Он единственный, пожалуй, из мыслителей нашего времени, кто видел тесную связь между представлениями о становлении великой цивилизации, в том числе и русской, и социальной проблематикой, социальной справедливостью. Именно эта идея является основой и программных положений, и идеологических основ Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, которую я имею честь возглавлять. Поэтому я придаю особое значение ежегодным Международным Панаринским чтениям.

Именно здесь и сегодня мы учимся прогнозировать отдаленные последствия принимаемых судьбоносных решений, просчитывать всевозможные сценарии развития событий, опираясь на научную методологию или теорию, способную объяснить тектонические сдвиги в мире. В этом отношении учение Панарина – хорошая основа такой работы. Обостренное чувство справедливости и полное неприятие лжи – это и есть глубинная мотивация и ядро его цивилизационной концепции, которая поэтому объединяет людей, способных отличить корысть от высших смыслов, вечное от суетного, должное от постыдного. Без такого знания политика мертва. Именно по этой причине все, кто пытались осмыслить учение Панарина, являются единомышленниками.

Тема XVII Панаринских чтений – “Россия и Европа: общая судьба и альтернативные проекты цивилизационного развития” – очень точно фиксирует внимание на одной из главных болевых точек современной политики России на историческом выборе цивилизационного пути, который нам предстоит сделать, чтобы не повторить страшный опыт распада государства. В обществе просыпается интерес к собственным мыслителям, способным вернуть смысл государственным делам и решениям, а не к одной лишь заемной мудрости и тем моделям социально-политического устройства, которые сложились в странах, называвших себя цивилизованными, но выбивающих из сердца своей цивилизации веру отцов и собственную культуру.

Путь российского цивилизационного развития – это большой и сложный путь. Я хотел бы выделить на этом пути буквально несколько проблем.

Первое. Отказ от государственной идеологии в Конституции РФ оказался отказом от поиска образа Будущего. Идеология по-прежнему трактуется как навязываемое, единственно верное учение. Между тем, идеология – это базисные ценности общества, наше миропонимание.

Сегодня образ будущего ищут не идеологи, а те, кого стали называть “мыслевиками”. Это – технологи-прагматики, горизонты мышления которых ограничиваются текущими избирательными кампаниями.

Отрицание идеологии проявилось и бюрократическом отношении к гуманитарным наукам и гуманитарному знанию вообще.

Сделаю небольшое отступление. Мне не понятны сетования некоторых центральных СМИ на то, что система высшего образования – это якобы конвейер, создающий недовольных. Особенно достается гуманитарным наукам. В стране, оказывается, слишком много гуманитариев с нереализованными амбициями. Отсюда якобы проблемы.

Мысль о том, что образование или знания могут быть вредными, кажется мне глубоко порочной.

Напротив, реальная проблема – это именно отсутствие полноценной гуманитарной составляющей высшего образования. А высшее образование сегодня не может не быть массовым.

Высшая школа страдает не от избытка гуманитарных специальностей, а от расплодившейся агрессивной бюрократии, которая превращает работу преподавателя в нескончаемый бумажный конвейер.

Сегодня, разумеется, нет особой нужды в том, чтобы навязывать людям общеобязательную государственную идеологию и единое унифицированное мировоззрение. Но не нужно впадать и в другую крайность. В идеологическую зависимость от других стран-цивилизаций. В массовом сознании национальная идеология востребована, она является фундаментальной потребностью российского общества, которое не может жить без смысла и цели.

Общенациональная идеология – это не набор догм, а стратегическая цель развития государства, символ общенационального согласия и единства.

Собственный путь России немыслим без мечты. Российское общество, российский народ настойчиво требует вернуть ему эту мечту. Русская мечта – это не бесплодные и беспочвенные фантазии. Русская мечта всегда была связана с образами российской истории. Это – желанный образ Будущего, это – смысл существования, заветная цель, к которой устремляется каждый человек, каждое новое поколение, страна на протяжении столетий.

Второе. Чтобы войти в этот новый мир, надо остановить нынешний натиск неолиберализма, реставрацию модели “свободного рынка”, которая, казалось бы, осталась в прошлом.

Рынок активно “колонизирует” ранее защищенные от него участки социального пространства. Мысль Александра Панарина о возникновении “либерального расизма”, построенного на психологии новой “касты господ”, видящих в большей части населения земного шара лишь источник обогащения для узкой прослойки сверхбогатых, сегодня крайне актуальна.

Разделительные линии проходят не только между странами, военными и политическими союзами, но и внутри национальных сообществ, структурированных по разным социально-классовым признакам.

Возникают новые виды неравенства в сферах здравоохранения и образования, экологии и цифровизации.

Проблема социального неравенства обостряется и в России. Российское общество уже два десятилетия подталкивает власть к решительным действиям, но пока оно не может переломить ее социально-экономический курс, который лишь усиливает социальные дистанции между разными слоями общества. Рост социального неравенства – это главный тормоз экономического развития страны. Пока мы этого не поймем – будем топтаться на месте.

Я абсолютно убежден в том, что только человек не думающий, человек не видящий не понимает совершенно очевидного противоречия между публичной позицией Президента, в частности, выраженной в его майских указах и Посланиях Федеральному Собранию, и реальной деятельностью Правительства г-на Медведева. Мне кажется, что это противоречие должно быть в итоге разрешено мирными средствами. Когда мы видим попытку в очередной раз показать, как реализуются национальные проекты, которые во многом провалены, а Росстат по принципу “кто охраняет, тот имеет” под руководством Минэкономразвития пересчитывает уровень бедности так, что получается, что у нас люди якобы стали лучше жить – вот вам новые и не такие страшные для Правительства Медведева показатели.

Третье. В рамках цивилизационного проекта российского общества мы должны обратить особое внимание на отечественную культуру, которая формирует наше коллективное самосознание и нашу национальную идентичность. Именно культура свидетельствует, что у страны есть свой неповторимый опыт цивилизационного развития.

Не могу не отметить, что как Председатель СР горжусь тем, что мы – единственная партия в России, Программа которой начинается с раздела “Культура”. Мы – единственная партия, где во главу угла ставят культуру, а дальше – все остальное. К сожалению, у нас со времен Советского Союза есть пренебрежительное – “культурка”, когда все финансирование по остаточному принципу. И, к сожалению, сегодня мы имеем тоже самое на уровне государства.

Россия – это огромный дом, в котором на протяжении веков складывалось и укреплялось поистине уникальное содружество различных народов, языков, религий и регионов. Оно на порядок превосходит западную мультикультурную модель и, уверен, ее не постигнет участь последней.

Мы решительно выступаем против как унификации культур, так и отгораживания культур друг от друга. И то, и другое ведет в тупик. Сохранение на протяжении веков многоконфессиональной, многонациональной и многокультурной России – это уникальная особенность российского общества и российского государства. Причем речь должна идти не просто о сохранении, но и о взаимном обогащении и развитии культур многонациональной России.

Это наша русская, российская дорога, дорога освоения огромных неведомых пространств мира, и в этом освоении мы обретаем наше подлинное человеческое счастье. Дорога – это символ нашего бесконечного стремления к совершенству человека, к его всестороннему развитию на путях освоения и покорения пространства во всех его проявлениях.

Я не ошибусь, если назову наиболее распространенные черты российского человека. Это чувство справедливости и внутренней свободы, стойкость и воля к победе, неприятие социального неравенства, признание приоритетности социальных прав наряду с политическими и одобрение миссии государства как выразителя общего дела. Вот именно такой человек уверенно двигался и будет двигаться по дорогам нашей мечты.

Это и есть наш ответ на тот цивилизационный вызов, который бросает история XXI века современной России.