4 августа 2019
Накануне празднования 89-й годовщины со дня образования российских Воздушно десантных войск руководитель фракции “СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ” в Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации Сергей Миронов согласился ответить на вопросы ответственного редактора еженедельника “Независимое военное обозрение” Александра Шарковского.
– Сергей Михайлович, расскажите, как вам служилось в крылатой пехоте. Что в советское время представляла собой школа сержантов ВДВ и чем так примечательна была 104 я гвардейская десантная дивизия, что ее прозвали “дикой дивизией”?
– Учебка была в Литве, в Гайжюнае. Это была не просто школа сержантов ВДВ, это школа подготовки настоящего десантника. Достаточно сказать, что на выпуске я сдавал 41 экзамен. Все сдал на “отлично” и получил три сержантские лычки. Кто сдавал на “хорошо”, становился младшим сержантом, на “удовлетворительно” – ефрейтором. Это была классная школа! Через полгода я стал не просто десантником, который знает и умеет все то, что положено, но и младшим командиром, который может отвечать за отделение и за взвод.
104 я гвардейская воздушно десантная дивизия, которая базировалась в Азербайджане, была в самом деле крутая. Не случайно говорили нерадивым молодым солдатам: “Будешь филонить или нарушать дисциплину, отправим в “дикую дивизию” тушканчиков ловить”. Но мне лично нравилось: чем круче, тем лучше. Так что, когда я попал по распределению сначала в “дикую дивизию”, а потом в Кировабад в 337 й гвардейский парашютно десантный полк, я был очень доволен.
Учили в дикой дивизии защищать наши границы с юга – от потенциального противника, члена НАТО Турции, а еще учили в случае необходимости уничтожать ракетные американские установки на территории Турции. Учения постоянно проходили то в пустыне, то в горах. Поэтому, наверное, и прозвали дивизию дикой.
– Какими качествами должен обладать настоящий воин парашютист? Какая подготовка нужна молодому человеку, желающему служить в ВДВ?
– Было бы неплохо, если бы у молодого парня, который приходит служить в ВДВ, был – пусть небольшой – опыт прыжков с парашютом, хотя бы три прыжка. (Когда я пришел в ВДВ, я не только с парашютом не прыгал, но и на самолете то ни разу не летал.) Желательно, чтобы был спортивный разряд по какому либо единоборству – боксу или борьбе. Разряд по легкой атлетике тоже приветствуется, особенно бег на стайерские дистанции – десантнику выносливость очень нужна.
А по поводу качеств десантника очень хорошо сказал Василий Филиппович Маргелов: “ВДВ – это мужество высшего класса, храбрость первой категории, боевая готовность номер один”. И еще одно высказывание нашего десантного Бати: “Сбит с ног – сражайся на коленях, идти не можешь – лежа наступай”.
Вспомним наш девиз “Никто, кроме нас!” и слова из песни “Есть десантные войска, и нет задач невыполнимых”. Вот это и должно быть кредо десантника.
– Отмечают ли в Думе День ВДВ? Вы в этот день встречаетесь с Владимиром Анатольевичем Шамановым?
– В Думе День ВДВ не отмечается по одной простой причине – Дума в это время на каникулах. А с Владимиром Анатольевичем Шамановым мы каждый год 2 августа встречаемся у памятника героям 6 й роты на Суворовской площади.
– Как известно, тот, кто надел голубой берет, не снимает его никогда. Служба в десантных войсках – отличная школа, серьезная проверка на прочность. Помогает ли вам этот жизненный опыт в нелегкой политической борьбе? Какие конктретно истины вы почерпнули, будучи сначала курсантом сержантской школы, а затем командиром отделения и заместителем командира взвода в войсках?
– Конечно, школа ВДВ – это настоящая школа жизни. Прежде всего она научила чувству локтя, настоящей мужской дружбе, когда надежное плечо всегда рядом. А основная истина, которую я почерпнул в ВДВ, может быть сформулирована примерно так: нет задач невыполнимых, любые трудности, даже объективные, не должны приниматься в расчет. Да, нельзя выполнять задачу любой ценой: нельзя идти по головам. Но все, что зависит от твоих сил, знаний, опыта, выдержки, ты должен сделать. И выложиться по полной. Эти навыки помогали мне в геологии, помогают и сейчас.
– Что вы думаете о современном состоянии ВДВ, о вооружении, боевой учебе, боевом духе солдат, квалифицированности командиров? Видите ли вы какие то новшества в тактике войск по сравнению с теми временами, когда служили вы?
– ВДВ сейчас находятся в отличной форме. Появляются, конечно, и новшества. ВДВ принимают участие в боевых действиях в горячих точках. Раньше говорили, устав пишется кровью, вот и многие современные тактические наработки рождаются из реального боевого опыта, из успехов, ошибок и потерь. Десантники воевали и в Афганистане, и на Кавказе, и в Сирии, поэтому все новшества продиктованы опытом и целесообразностью. Сейчас ВДВ перевооружаются. Есть планы на базе 31 й штурмовой отдельной бригады ВДВ, сформированной на базе 104 й дивизии, создать еще одну дивизию. Очень радует, что и в Крыму, на исконно российской территории, размещено подразделение наших десантников. Настрой у солдат боевой, командиры квалифицированные, а Рязанское гвардейское высшее воздушно десантное командное училище остается уникальной кузницей десантных кадров.
– Чем современный десантник отличается от того, который служил 40 и более лет назад? Как изменилась роль сержантов в войсках? Достоин ли современный офицерский корпус похвалы?
– Боевой дух у десантников такой же, как и раньше. Хотя, конечно, многое изменилось. В наше время не было мобильных телефонов, мы не могли часто разговаривать с родными, не было других преимуществ, которые есть у десантников сегодня. Но в целом десантник остается десантником всегда. И роль сержантов так же велика, как и прежде. Ведь сержант все время находится рядом с солдатом – 24 часа в сутки. Офицерский корпус похвалы, конечно, достоин, и похвалы высокой. Офицеры ВДВ остаются элитой вооруженных сил.
– Как часто вы встречаетесь с сослуживцами? Эти встречи приурочены к празднованию Дня ВДВ или они происходят спонтанно?
– Некоторые мои сослуживцы и сегодня работают со мной. Когда еду в тот или иной регион в командировку по партийной линии, обязательно стараюсь запланировать встречу с представителями Союза десантников России, почетным председателем Попечительского совета которого я являюсь. Встречаемся и у памятника нашему Бате – Василию Филипповичу Маргелову, к которому я всегда нахожу время возложить цветы. И 2 августа видимся у памятника героям 6 й роты.
– Какими, по вашему мнению, должны быть ВДВ в идеале? Какие реформы нужны современным войскам? Что необходимо изменить в отборе личного состава, организации службы войск, боевой подготовке?
– Я, честно говоря, не вижу необходимости в какой то радикальной перестройке ВДВ. Мы вернулись к дивизионной, батальонной, ротной организации воздушно десантных войск – это правильно. Бригады тоже имеют право на существование, но дивизия, повторюсь, представляет на сегодняшний день идеальную форму организации ВДВ.
Что касается отбора тех, кому предстоит служить в ВДВ, то хочу сказать следующее. Мне известно, что часто крепких парней, у которых есть хорошая спортивная подготовка и которые хотели бы стать десантниками, отправляют служить, бог знает куда, а в десант попадают совершенно не подготовленные ребята. Это ошибка наших военкомов. Особенно это стало заметно, когда пришли работать гражданские люди, да и в целом сердюковские реформы нам еще аукаются.
– Как вы считаете, получают ли ветераны войск достойное содержание и обеспечение?
– Давайте вспомним наших воинов афганцев, многие из которых до сих пор не получили статус ветерана боевых действий. Такая же ситуация у тех, кто воевал в локальных конфликтах в период распада Советского Союза. Эту ситуацию необходимо исправлять, и наша фракция вносит соответствующие законодательные инициативы.
– Насколько уникальны российские ВДВ? Что можно сказать о десантниках НАТО: в чем их преимущества и недостатки по сравнению с российскими ВДВ?
– Я уверен, что российские ВДВ уникальны. Возможно, бойцы десантных и спецподразделений НАТО пока лучше оснащены на индивидуальном уровне – я имею в виду, в частности, средства связи и средства индивидуальной защиты. Но по силе духа, приобретенным навыкам, выучке наши десантники сильнее.
– Что бы вы хотели пожелать в День ВДВ всем, кто с честью носит голубые береты?
– Хочу пожелать мирного неба, здоровья, умения выполнять боевые задачи. И всегда без потерь. Слава ВДВ! С праздником!
Источник: "Независимая газета" (Москва). - 02.08.2019.