Сергей Миронов, Председатель Совета Федерации: К единой Европе, без границ и противоречий.("Парламентская газета" (Москва).-17.04.2004.-№071.-с.2)

17 апреля 2004

Выступление на второй Международной парламентской конференции по вопросам общеевропейского сотрудничества


Со времени первой парламентской конференции по вопросам общеевропейского сотрудничества, которая проходила в этом же зале, прошло менее года, За эти несколько месяцев в странах Содружества Независимых Государств и Европы в целом закрепились важные изменения, начавшиеся в последние годы.


В России и большинстве стран СНГ наступила экономическая и политическая стабилизация, преодолеваются последствия кризиса 90-х годов. Так, в России объем государственного долга в 1999 – 2004 гг. сократился со 110 до 38 процентов ВВП. Россия выплатила 50 млрд. долл. внешнего долга, но при этом ее золотовалютные резервы выросли за эти годы в пять раз – до 80 млрд. долл. Темпы экономического роста в России, Казахстане, Украине и ряде других стран СНГ оказались самыми высокими в Европе. До сих пор речь шла преимущественно о восстановленном росте на базе прежней экспортно-сырьевой ориентации, теперь страны СНГ намерены изменить качество экономического роста и соответственно качество жизни своих граждан, создать инновационную систему, провести радикальные реформы государственного управления, образования и здравоохранения, завершить налоговую и банковскую реформы, более эффективно вписаться в общеевропейский и мировой рынок.


Евросоюз и нерешенные проблемы


Главным событием в центре Европы стало расширение Европейского союза и НАТО. Численность населения ЕС уже через месяц окажется больше, чем в США. Мы верим в успешное развитие ЕС как одного из важнейших, структурообразующих экономических и политических центров мировой цивилизации. Доля ЕС в товарообороте России уже через месяц вырастет с 45-46 процентов до 52-54 процентов, т.е. станет преобладающей, а доля России в товарообороте ЕС удвоится, правда, всего только с 4 до 8 процентов.


Мы понимаем, что Европейский союз приобретает не только тысячи квадратных километров территории и миллионы граждан новых стран, но и те нерешенные проблемы, которые там существуют. Например, проблемы сотен тысяч “неграждан”, постоянно проживающих в Латвии. Ущемление их законных прав на получение образования на родном языке, нерешенность других проблем, связанных с правами человека, что так ценится на территории Евросоюза, чреваты будущими осложнениями. Сегодня внутри самого Европейского союза осуществляется глубокая, сопряженная с немалыми трудностями и противоречиями институциональная реформа. Логически вполне объяснимо желание ЕС создать вокруг своих новых границ дружественно настроенное и максимально ориентированное на свои, т.е. еэсовские, стандарты “ближнее зарубежье”.


Но эти изменения неизбежно затрагивают интересы сопредельных с расширяющимся Евросоюзом стран и регионов. Например, автоматическое распространение базового соглашения между Россией и Евросоюзом на десять новых членов ЕС. Мы не собираемся “вбивать клин” в единую европолитику, но полагаем, что введение для новых стран Евросоюза существующих правил и квот может негативно сказаться не только на экспорте российских товаров, но и на экспорте товаров в эти страны и из других государств Содружества. Многовековой опыт Европы свидетельствует, что простые и радикальные решения далеко не всегда оказываются лучшими в условиях “старого” континента. Попытки одним махом разрубить “гордиев узел” зачастую имеют здесь непредвиденные долгосрочные последствия. Поэтому мы с надеждой наблюдаем за ходом переговоров ЕС с руководством Российской Федерации и других стран СНГ, ускоренное завершение которых может способствовать укреплению духа единой Европы, без разделительных линий.


Безопасность общего дома


Другая проблема – это сохранение безопасности и снижение военной конфронтации на континенте.


В современных условиях вызовы безопасности сохраняются, хотя приобретают новые формы под влиянием развивающихся неоднозначных процессов. Востребованность совместных действий по обеспечению безопасности и поддержки стабильности в Европе и Центральной Азии не становится менее актуальной.


Трагедия 11 марта в Испании, как и теракты в Нью-Йорке, Москве и других городах мира, террористические вылазки в Азии, спланированные этнические чистки сербов и уничтожение уникальных исторических памятников в Косове подтверждают существование организованной и беспощадной цепи террора. Международный терроризм стремительно перестраивается и готов наносить удар за ударом в любом регионе земного шара. Чтобы противостоять этому злу, мировое сообщество должно объединить свои усилия, создать атмосферу неприятия и отторжения терроризма в любых его формах и проявлениях.


Общеевропейская безопасность не может и не должна рассматриваться в узком формате, изолированном от пространства Содружества Независимых Государств. Нужно преодолевать имеющиеся в Европе тенденции сужения всех проблем до вопросов регионального характера. Локальной безопасности не бывает, ибо безопасность неделима. В этой связи расширение НАТО не может рассматриваться иначе как угроза безопасности для Белоруссии, России и других стран СНГ. Нельзя бесконечно осуществлять движение в одну сторону. Расширение НАТО стало идеологией, его реальные последствия не всегда продумываются. Мы не можем закрывать глаза на то, что членами НАТО стали страны Балтии, Словакия, не подпадающие под действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе от 19 ноября 1990 года. По нашему глубокому убеждению, военно-политическая ситуация в Европе не может считаться стабильной, пока все без исключения государства континента не присоединятся к этому договору.


Нет – распространению ядерного оружия


Необходимо учесть, что страны СНГ, кроме России, добровольно отказались от ядерного статуса. Не следует ли создать безъядерную зону на территории новых членов НАТО? Не следует ли принять решение о разработке совместной Европейской системы ПРО, направленной против террористических угроз? Эти вопросы особенно актуальны в контексте предстоящей Обзорной конференции 2005 года по Договору о нераспространении ядерного оружия. Хотелось бы верить, что страны НАТО смогут осуществить такую трансформацию альянса, в результате которой он превратился бы в инструмент укрепления доверия.


Исходя из нашего многополярного демократического видения будущего мироустройства, мы считаем, что ни одна страна, ни одна организация не в состоянии сегодня дать полноформатный ответ на весь комплекс рисков и вызовов безопасности XXI века. И совсем небезопасно для всего мирового сообщества, если этот ответ на новые вызовы сводится только к военной составляющей. В этой связи не может не вызывать тревог сегодняшнее развитие событий в Ираке. Огромные человеческие жертвы среди мирного населения, военные потери участников коалиции, уничтожение уникальных памятников древних цивилизаций – все это с болью воспринимается в Европе и во всем мире, заставляет страны искать коллективный ответ на вызовы нового века.


Какая из международных организаций возьмет на себя сегодня ответственность за возможность обезопасить народы Европы от действий террористов-одиночек, от проявлений природных катаклизмов и технологических катастроф, гарантировать искоренение наркотрафика?


А значит, ни одна организация – будь то Евросоюз, НАТО или даже столь универсальная по составу, как ОБСЕ, не должна одна брать на себя всю ответственность и претендовать на монополию в деле обеспечения безопасности в Европе. Каждая из европейских организаций способна вносить свой полезный вклад в общеевропейский процесс. Сегодня всем странам Европейского союза и СНГ противостоят общие вызовы нового поколения, прежде всего международный терроризм. Без адекватных согласованных ответов на эти угрозы невозможно эффективно обеспечить безопасность государств на нашем общем евроазиатском пространстве, которое, как показал опыт, действительно неделимо.


Сегодня мы, как никогда ранее, осознали необходимость глобального подхода к решению всех общеевропейских, евразийских проблем.


Партнерство, необходимое для всех


Стратегия развития нашего партнерства, определенная на встрече на высшем уровне в Санкт-Петербурге 31 мая 2003 г., остается прежней – формирование общих пространств в области экономики, внутренней и внешней безопасности, а также в сфере науки и образования, включая культурные аспекты. Наши расхождения носят не технический, а политико-правовой характер, требуют обновления договорно-правовой основы сотрудничества – этим займется наша конференция.


В Евразии сложилась новая реальность, восстановление единой страны невозможно. Мы с уважением относимся к независимости государств СНГ и считаем, что общность истории, многих черт менталитета, экономической инфраструктуры, наличие общего языка межнационального общения необходимо использовать для создания новых взаимовыгодных интеграционных взаимоотношений. СНГ может стать логическим звеном, связующим ЕС и Юго-Восточную Азию – регионы, где в XXI веке будет решаться судьба цивилизации.


Опираясь на наше общее понимание демократии, мы для себя наметили программу политических преобразований:


во-первых, создание правовой основы федеративных и муниципальных отношений, в которой гражданин непосредственно влияет на принятие решений и может реально требовать тот уровень и качество услуг, которые ему обязаны предоставить власти;


во-вторых, переход к цивилизованной политической конкуренции крупных и авторитетных политических партий;


в-третьих, создание гражданского общества, способного обеспечить незыблемость демократических свобод, гарантий, прав и свобод гражданина как высшей ценности, определяющей смысл и содержание государства;


в-четвертых, подлинно свободные и ответственные средства массовой информации, имеющие должную правовую и экономическую базу;


в-пятых, демократическое преобразование судебной системы и правоохранительных органов.


Позвольте пожелать вам успехов в обсуждении и решении проблем, которые будут подняты на конференции.

Благодарю за внимание.