25 февраля 2004
“В отношениях с Евросоюзом Россия должна отстаивать свои национальные интересы” – заявил спикер Совета Федерации кандидат в президенты Сергей Миронов, комментируя итоговый документ заседания министров иностранных дел стран Евросоюза (ЕС) в Брюсселе. Главное требование, содержащееся в нем, это согласие России на автоматическое распространение Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) на 10 новых вступающих в ЕС стран.
Издержки для России от расширения ЕС очевидны и признаются самим Брюсселем. Это резкий рост торговых пошлин на российский экспорт, что приведет к существенному сокращению поставок зерна, алюминия, химических удобрений, ядерного топлива. При этом новые члены ЕС получают возможность поставлять свои товары в Россию по более низким тарифам, нежели сейчас. Цена вопроса – 300 миллионов евро в год. “Москва справедливо возражает против того, чтобы расширение ЕС проводилось за счет ее интересов, тем более, что торговый обмен между ней и восточно-европейскими странами давно и прочно сложился, – замечает Сергей Миронов. – Поэтому Россия должна заключать Соглашение с каждой из десяти вступающих в ЕС стран. Все противоречия при этом следует урегулировать к маю, чтобы избежать правового вакуума. А вот совместно со всеми членами ЕС Россия должна решать вопрос о нарушении прав своих соотечественников в Латвии и Эстонии”.
Председатель Комитета по международным делам Государственной думы Константин Косачев также убежден, что резолюция ЕС, принятая в Брюсселе, не должна препятствовать дальнейшему двустороннему диалогу Москвы с новыми членами ЕС. Он напомнил, что еще в начале года Россия высказала свои озабоченности в связи с предстоящим расширением ЕС.
“Ответ, прозвучавший из Брюсселя, получился асимметричным, поскольку Россия не получила ответа по сути поставленных ею вопросов. Глухота ЕС к нашим озабоченностям, продемонстрированная в Брюсселе, на самом деле не характерна для позиции стран-лидеров европейской интеграции, таких, как Германия, Франция, Испания, Италия и Великобритания. На необходимость дружеского диалога, более соответствующего отношениям стратегического партнерства России и ЕС, указал и президент Франции Жак Ширак. Действительно, язык санкций – не тот стиль, который нужен сегодня в отношениях между Москвой и объединенной Европой,” – убежден заместитель министра иностранных дел России Владимир Чижов. С точки зрения международных и европейских критериев озабоченности Москвы вполне оправданы.
Эти озабоченности распространяются как на торгово-экономическую сферу нашего сотрудничества, так и на ряд других. В том числе, разумеется, на положение с правами русскоязычного населения в Эстонии и Латвии. Ведь положение об уважении прав национальных меньшинств четко сформулировано в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве.